Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Налоги и взносы, которые «зависли» в проблемных банках Татарстана, будут считаться уплаченными
19.01.2017

Налоги и взносы, которые «зависли» в проблемных банках Татарстана, будут считаться уплаченными


Власти Татарстана договорились с местным управлением ФНС, отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) о том, что налоги и взносы, проведенные через проблемные Татфондбанк и Интехбанк, будут считаться уплаченными в «комиссионном» порядке. Об этом рассказал уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.
«Это значит, что все предприниматели и компании, которые подадут в налоговую инспекцию заявление о зачислении платежей, будут приглашены на специальную комиссию, которая решит, можно ли считать данную компанию или предпринимателя добросовестным налогоплательщиком (плательщиком взносов) и на этом основании засчитывать уплату в бюджет»,— уточнил он. При этом не имеет значения, в какой бюджет должны были зачисляться налоги (в республиканский или федеральный) и выступала компания в виде налогоплательщика или налогового агента (по НДФЛ). В ПФР и ФСС сообщили, что вопрос уплаты платежей относится к компетенции налоговиков. В ФНС на запрос о том, действительно ли существуют особые договоренности по зависшим платежам в татарстанских банках, не ответили.
По российскому законодательству налог или взнос во внебюджетный фонд считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии необходимого количества средств на расчетном счете плательщика. В то же время еще в 2001 году Конституционный суд поднимал вопрос о добросовестности перечисляющего в бюджет с учетом обстоятельств, при которых компания знала или могла знать о проблемах банка и при этом проводила платежи через него. С 2014 года при уплате налогов через проблемные банки компании приглашались налоговиками на специальные комиссии, где и решался вопрос добросовестности.
Доказать добросовестность клиентам будет непросто. Проблемы с платежами у Татфондбанка и Интехбанка появились в начале декабря 2016 года. Из СМИ клиенты банка могли узнать о его проблемах также в начале декабря 2016 года. «Как налоговики планируют выявлять на комиссиях компании, которые "не могли знать" о проблемах банка?» — удивляется управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили. Он напоминает, что есть немало споров, где суды обращают особое внимание на тот факт, мог ли знать налогоплательщик о проблемах банка. Кроме того, признание комиссией клиента добросовестным не является гарантией, что в будущем к нему не будет претензий.
В Татарстане между тем рассчитывают, что данная инициатива будет использована в будущем и в случаях банкротств других банков. «Мы видим, что законодательство, регламенты, инструкции органов власти, их логика действий и трактовка нормативной базы не предусматривают "плана Б" на случай банковских кризисов,— отмечает Тимур Нагуманов.— Очевидно, что нужен пакет "антикризисных сценариев", которые направлены на защиту интересов предпринимателей в чрезвычайных ситуациях с банками». Поэтому, уточнил он, инициировано создание специальной проектной группы при президенте Татарстана — в перечень ее предложений и законодательных инициатив может войти предоставление отсрочки или рассрочки по налогам предпринимателям, подпавшим под действие банковских мораториев.
Источник: Коммерсант







Новости Релизы