Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Коллекторы готовят единый стандарт передачи данных должников
13.12.2017
Коллекторы готовят единый стандарт передачи данных должников

Коллекторы разрабатывают рекомендации для кредиторов по корректной передаче данных должников. Сейчас никаких правил нет, что нередко ведет к ошибкам в работе коллекторов, нарушению профильного закона и жалобам граждан.



Коллекторы разрабатывают рекомендации для кредиторов по корректной передаче данных должников. Сейчас никаких правил нет, что нередко ведет к ошибкам в работе коллекторов, нарушению профильного закона и жалобам граждан.

О том, что Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приступила к разработке стандартов передачи информации о должниках от кредиторов коллекторам, рассказали участники рынка. «Перед нами стоит задача обратить внимание кредитных организаций на необходимость предоставления всеобъемлющей информации по долгу,— пояснил директор НАПКА Борис Воронин.— Сейчас каждый банк и микрофинансовая организация передают те сведения, о которых они договорились с коллектором, или просто те, которые есть у них в наличии». По его словам, унификация облегчит работу коллекторов с долгом и исключит проблемы идентификации должника, когда с гражданина, например, требуют вернуть долг его тезки или звонят по уже не существующему долгу.

Сейчас единых правил передачи коллекторам данных нет. Зачастую взыскатели получают крайне ограниченный набор информации, например ФИО и год рождения должника, при этом паспортные данные и другая информация, позволяющая однозначно идентифицировать человека, не передается. «Кредиторы часто дают коллекторам слишком мало информации для дальнейшей полноценной работы с должником,— подтверждает Борис Воронин.— Этих данных может быть достаточно для совершения звонка, но если нужно выстроить полноценную стратегию или найти человека, уклоняющегося от уплаты долга, просто контактных данных недостаточно».

Унификация реестра передаваемых данных позволит коллекторам получать информацию и от бюро кредитных историй. По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, при покупке долга коллектор получает право на запрос кредитной истории должника, однако воспользоваться им может, только обладая полными идентифицирующими данными. «Если цессионарий знает ФИО должника, его адрес прописки и паспортные данные, он может получить все сведения для восстановления информации по платежной дисциплине заемщика и правильно выстроить стратегию по работе с долгом»,— поясняет он.

Кредиторы часто не передают данные об отказе от взаимодействия или начатом исполнительном производстве в отношении должника, что может привести к нарушению закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) и получению штрафов от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), отмечают в НАПКА. Хотя в заключаемых между кредитором и коллектором договорах, как правило, указано, что коллектор не несет ответственности за последствия, связанные с предоставлением кредитором недействительной информации в отношении должников, ФССП эти договоренности не интересуют.

В ФССП указывают, что коллекторским агентствам надо самим заботиться о получении максимального набора данных у кредитора. Поскольку «при выявлении нарушений законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности привлечению к ответственности подлежат лица, допустившие данные нарушения»,— заключили там.

Банкиры поддерживают введение единого стандарта передачи данных взыскателям. «Конечно, коллекторы должны проверять полноту передаваемых им данных при получении долга, однако банки также заинтересованы в том, чтобы должники не жаловались в ЦБ на нарушение их прав,— говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.— Ведь при неоднократных жалобах ЦБ неизбежно обратит внимание на такого кредитора».

Источнки: Коммерсантъ