Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Представлены обзоры аналитических публикаций и интервью в СМИ (исключая «Банковское обозрение») за период с 20-го по 27 июня 2016 года
Быстрый рост кредитной активности может привести не к экономическому росту в РФ, а к массовым дефолтам. Такое мнение высказал директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов на официальном канале ЦБ РФ на YouTube. Finversia.ru разобрала тонкости его выступления.
«К сожалению, в нашей экономике уровень закредитованности уже достаточно высок. И компании, и население набрали достаточно много кредитов. Поэтому в этой ситуации очень быстрый рост кредитной активности приведет не к экономическому росту, а к массовым дефолтам», — сказал Морозов.
В своем выступлении глава департамента пояснил, как ЦБ помогает росту. По его словам, снижая инфляцию, регулятор помогает экономическому росту в стране. «Банк России через свою процентную ставку, ключевую ставку, влияет на все процентные ставки в экономике, а через процентные ставки — на инфляцию. Поэтому Банк России может управлять инфляцией», — объясняет Морозов.
Глава департамента добавил, что когда инфляция низкая, тогда она более предсказуема, что ведет к снижению процентных ставок.
«В этой ситуации гораздо большее количество инвестиционных проектов получает право на жизнь и реализуется. С более высоким ростом инвестиций, благодаря этому достигается более высокий устойчивый темп экономического роста. Поэтому нам важно не только достичь четыре процента инфляции, но и добиться того, чтобы этот уровень инфляции сохранился на долгое время. Вот таким образом ЦБ помогает росту экономики», — резюмировал Морозов.
Герман Греф, президент Сбербанка, рассказал главному редактору Forbes, об изъянах российской модели управления, философии реформ, собственных ошибках, Алексее Кудрине и планах на будущее.
Цитаты:
Госдума приняла в трех чтениях законопроект о коллекторах, в котором прописаны правила их взаимодействия с должниками. Что нужно знать гражданам о новых нормах, изучил вопрос РБК.
21 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект, регулирующий работу коллекторов. В нем детально прописано, на что имеют право граждане и какие действия доступны взыскателям. Планируется, что закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» вступит в силу 1 января 2017 года.
Как отмечают юристы, закон принят в достаточно жестком для коллекторского сообщества виде. «Скорее всего, это связано с тем, что в зоне риска общения с коллекторами сегодня находятся несколько миллионов россиян», — рассуждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Действительно, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество розничных кредитов с просрочкой более 90 дней составляет около 6,7 млн единиц.
Представители крупных коллекторских агентств давно признают необходимость закона, регулирующего их работу. Как отмечает президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева, закон поможет очистить рынок от так называемых серых коллекторов и исключить возможность использования незаконных методов при взыскании задолженности. При этом ограничения замедлят сбор долгов, предполагает Докучаева.
По мнению директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Бориса Воронина, закон был сделан в большой спешке, его разработка строилась на популизме. «Пока что есть ощущение, что главная функция закона — быть предвыборным лозунгом защиты прав должников, — говорит Воронин. — Именно об осознании гражданами этого аспекта и заботились больше всего депутаты».
Взыскатель долгов сможет звонить гражданину не чаще раза в день, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Это можно делать с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 часов по выходным. В письмах к должнику должно быть указано, кто и на каком основании требует долг, с указанием размера, структуры, срока и порядка погашения задолженности. «Таким образом, исключена возможность «накручивания» долга, которой часто пользовались коллекторы, по своему желанию увеличивая долг на любую сумму», — комментирует управляющий партнер компании «Кредитный советник» Евгений Рякин.
Прогнозы будущего банкинга и финансовой отрасли по результатам «Форсайт-сессии», организованной рабочей группой FinNet в партнерстве с АСИ, РВК, Virtu Systems и NUMA Moscow описывает FutureBanking.
Во-первых: увеличение транзакционной активности в электронной коммерции. И, как следствие, увеличение количества компаний, мощностей и видов программного обеспечения, которые будут поддерживать эту активность. Вместе с этим, эксперты отметили риски фокусировки большого числа финансовых потоков в электронных системах, что может привести к серьезным последствиям при авариях или диверсиях. В этом контексте значимо возрастает роль IT-компаний, которые будут закрывать потенциальные риски и обеспечивать стабильность работы.
Во-вторых: рост объемов информации. Ее будет много, очень много. Число устройств с выходом в интернет вырастет в 1000 раз. Развиваются технологии распознавания человека по лицу, особенностям поведения в интернет и в реальной жизни. Активность человека в электронных системах позволит знать о человеке все. Про окружающую действительность мы тоже будем знать даже слишком много. При этом есть риски и опасения, что ИИ (искусственный интеллект) будет самостоятельно принимать решения о наиболее выгодных инвестиционных инструментах, заключать с такими же робо-помощниками сделки без ведома хозяев.
В-третьих: формирование банковских маркетплейсов. Тинькофф сделал шаг в эту сторону, некоторые эксперты ожидают более мощной атаки со стороны существующих независящих (в явном виде от банков) площадок с клиентским потоком: «Яндекс.Маркет», banki.ru, «Сравни.ру», Mail.ru. Так как клиенты все чаще ищут ответы в сети интернет, логично предположить, что «хозяева» трафика могут организовать «маркет» банковских продуктов, по аналогии с рынком электроники. Это приводит к любимой всеми теме «уберизации» банкинга. Но, возможно, это ненадолго, и указанные выше тренды по развитию искусственного разума «снесут» маркеты, давая клиенту персональные комплексные стратегии на основе интеллектуального поиска и взаимодействия с автоматическими системами.
В-четвертых: идентификация везде. Браслеты, NFC, смарт-часы, отпечатки пальца, основание ладони, селфи-фото, поведение в приложении, голосовой слепок, ДНК, сетчатка глаза, чипы под кожей — все уже используется для идентификации и активно развивается. Оплата произойдет автоматически из того банка, где у человека открыт счет доступа «по умолчанию». Отсюда меняется и модель банковского обслуживания. Нет привязки к бренду. Смена банка? Легче легкого! Посредников — эквайринга и т.д. — не существует. Все расчеты онлайн, непосредственно со счетов банков — участников сделки, или вообще без банков, через P2P-переводы. Риски такого праздника «лени и технологичности» — подделка цифровых личностей, создание и развитие рынка фейковых аккаунтов.
В-пятых: развитие P2P-отношений. Предполагается, что в мире, где все про всех знают, однажды обманув, сложно вернуться в бизнес — в отношения. Как в маленьком городке — все знают, кто кому должен. Валюта будущего — «доверие». Но мир слишком велик и в чистом виде это не сработает, нужны будут ответственные организации — лицензионные центры доверия. Технология «умных контрактов» входит в нашу жизнь и добавит открытости, что автоматически снизит риски для «кредитующей стороны» и, хочется надеяться, сделает дешевле стоимость займов. Примеры появляются и в достаточно близкой перспективе станут стандартом.
CIO Совкомбанка Альберт Борис рассказал bankir.ru о том, как объединение сотен договоров на связь в один может сэкономить миллионы, о ботах, освобождающих от рутинной работы, и о том, что стоит на пути распространения открытых API.
Цитаты:
Есть мнение, что банковские CISO — скучные ребята. Совершенно не умеют работать руками, бесконечно совещаются и вообще занимаются всякой ерундой. Главный «безопасник» QIWI, Кирилл Ермаков, рассказывает в о своей работе, о «блеке», об анонимности и о взрослой ИБ.
Цитаты: