Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Еженедельный обзор публикаций СМИ по теме банкинга и финансовых сервисов (12–19 августа 2016 года)
19.08.2016 Аналитика

Еженедельный обзор публикаций СМИ по теме банкинга и финансовых сервисов (12–19 августа 2016 года)

Представлены обзоры аналитических публикаций и интервью в СМИ (исключая «Банковское обозрение») за период с 12 по 19 августа 2016 года


Намерение ЦБ заняться санаций банков не нравится чиновникам

В правительстве должна состояться встреча первого зампреда Игоря Шувалова с представителями АСВ, Минфина и Центробанка, пишут «Ведомости». Участие также могут принять и представители Минэкономразвития. Тема обсуждения — законопроект ЦБ, который кардинально меняет механизм санации банков. По проекту ЦБ создаст специальный фонд, который и займется финансовым оздоровлением банков.

В конце июня Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ, а не АСВ должен заниматься финансовым оздоровлением банков. Сейчас санация выходит дорогой и неэффективной, считают в ЦБ, инвесторы выводят на баланс санируемых банков плохие долги, а льготные кредиты направляют в собственные проекты. Если санациями займется сам ЦБ и по новому механизму, затраты могут сократиться на 30%, уверял ЦБ.

Минфин беспокоится: если законопроект будет принят в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ, а значит, ее недополучит бюджет. В 2015 г. ЦБ направил в бюджет чуть более 101 млрд рублей, а на санации выдал более 332 млрд рублей: прибыли ЦБ бюджет не увидит.

Позиция АСВ в целом, не вдаваясь в детали, заключается в том, что госкорпорация и сейчас делает все то же самое, что планирует делать фонд, и, вероятно, не хуже. А в Минэкономразвития полагают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ: «Зачем тратить деньги, если это, по сути, тот же вид, только сбоку?»

Банк России утвердил первую дорожную карту по развитию финансового рынка на 2016-2018 гг.

План мероприятий (дорожная карта) разработан для повышения прозрачности деятельности Банка России и включает в себя действия и задачи регулятора на текущий календарный год по исполнению Основных направлений развития финансового рынка на период 2016–2018 годов, узнал «ПЛАС».

Дорожная карта содержит как меры по развитию отдельных сегментов, так и кросс-секторальные мероприятия. Например, в рамках долгосрочной работы Банка России по обеспечению защиты прав потребителей и повышению финансовой грамотности годовой план включает проведение тематических семинаров и конференций уже в 2016 году. Для решения такой значимой задачи, как повышение финансовой доступности, регулятор в соответствии с дорожной картой в текущем году начнет разработку концепции повышения доступности облигационных займов и развития инструментария проектного финансирования для средних предприятий, имеющих потенциал перейти в разряд крупных.

Предполагается, что в дальнейшем регулятор будет разрабатывать такие дорожные карты ежегодно. Кроме того, будут также публиковаться отчеты об итогах их реализации.

Дорожная карта синхронизирована с документом «Основные мероприятия по развитию финансового рынка на период 2016–2018 годов», подготовленным Минфином совместно с заинтересованными ведомствами и Банком России в соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка на период 2016–2018 годов.

Прибыль ВТБ в I полугодии по МСФО составила 15,4 млрд рублей против убытка годом ранее

Чистая прибыль группы ВТБ VTBR -0,31% по МСФО в первом полугодии 2016 года составила 15,4 млрд рублей против убытка в 17,1 млрд рублей годом ранее; расходы ВТБ на резервы в первом полугодии выросли на 29% — до 102,9 млрд рублей против 79,9 млрд рублей годом ранее, следует из отчета второго по активам российского банка, о чем пишет ПРАЙМ.

Во втором квартале чистая прибыль группы выросла в 12,3 раза - до 14,8 млрд рублей, отчисления в резервы выросли в 2 раза - до 62,3 млрд рублей.

Почта Банк может выплатить «Почте России» инфраструктурный платеж в 54 млрд рублей

В пресс-службе группы ВТБ (принадлежит 50% плюс 1 акция банка) пояснили «ПЛАС», что рост инфраструктурного платежа до 54 млрд рублей к 2023 году обусловлен увеличением планируемого числа клиентских центров в отделениях почтовой связи по решению акционеров Почта Банка.

Наблюдательный совет "Почта банка" утвердил стратегию развития до 2023 года, согласно которой банк намерен довести клиентскую базу до 21 млн человек. Стратегия также предусматривает открытие 26 тыс. точек банка по всей стране, в том числе в Дальневосточном федеральном округе, и увеличение сети банкоматов до 8 тыс. устройств.

Летняя долларизация: почему граждане вспомнили о валютных вкладах

Несмотря на то что доходность вкладов снижается, россияне продолжают нести в банки свои сбережения. По данным ЦБ, в июле объем вкладов вырос максимальными за семь месяцев темпами — на 1,7%. Наиболее заметно в июле выросли вклады в валют, подсчитали в РБК.

Наиболее заметно в июле выросли вклады в валюте, объем которых за месяц увеличился на 5%, до 6,22 трлн рублей Доля валютных вкладов выросла с 25,7 до 26,5%. По расчетам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, чистый приток валюты от граждан в июле составил около 2 млрд долларов. По ее словам, объем вкладов населения в долларах составил 94,4 млрд. долларов. «Видимо, население опасается девальвации рубля и пытается сыграть на волатильности валютного рынка», — считает эксперт. Она также отмечает, что компании в отличие от граждан, напротив, сокращают объем средств в валюте.

Прирост валютных вкладов мог быть обеспечен за счет небольших банков, которые сохранили ставки на более высоком по сравнению с лидерами рынка уровне, говорит аналитик S&P Сергей Вороненко. Зампред Абсолют Банка Татьяна Ушкова отмечает, что речь идет прежде всего «о старых вкладчиках», которые открывали депозиты год-два назад с более высокой доходностью. «Сейчас они просто пополняют свои вклады. Притока новых валютных вкладчиков мы не наблюдаем», — говорит банкир.

«Банк — это ретейл и есть, просто продукты немного другие»

Интернет — самая эффективная площадка для привлечения активных клиентов, считает член правления Ситибанка Михаил Бернер. В интервью banki.ru он рассказал, как отделения превращаются в шоу-румы, почему не нужно содержать собственную большую банкоматную сеть и за каких клиентов банки борются сейчас.

Когда мы говорим о нашей депозитной базе, примерно 70%, или 50 миллиардов рублей, — это остатки средств клиентов на счетах до востребования. То есть это те средства, на которые проценты либо не начисляются вовсе, либо начисляются по минимальной ставке. В отличие от всего рынка, структура наших пассивов на 70% состоит из счетов до востребования. Мы, естественно, очень рады видеть такую динамику, это свидетельство того, что клиенты нам доверяют. Кроме 50 миллиардов рублей у нас еще 770 миллионов долларов и 190 миллионов евро. В результате получается довольно значительная сумма.

Мне кажется, на рынке ликвидности произошла стабилизация, сейчас точно нет гонки за фондированием любой ценой, как это было в конце 2013-го, начале 2014 года. Об этом свидетельствует снижение объема кредитования в целом по рынку, банкам сейчас точно не нужны деньги любыми средствами.

У нас примерно 35—40% клиентов, которые пришли к нам благодаря своему работодателю. Для нас это достаточно большой сегмент, мы стараемся его увеличивать, но при этом весьма избирательны: всегда смотрим на экономику проекта. Работая с компаниями по зарплатным проектам, мы стараемся не привлекать на обслуживание предприятия, где средняя зарплата ниже 80 тысяч рублей.

Мы очень плотно работаем с НСПК. Я думаю, перспективы у этой карты внутри страны будут довольно хорошие. Citi, как и другие российские банки, будет выпускать карты «Мир». Когда именно — сказать сложно, пока готовим инфраструктуру для приема карт. У нас нет клиентов государственных служащих, поэтому обусловленной такими обстоятельствами срочности у нас нет. Мы держим в курсе регулятора относительно тех сроков, когда запустим этот проект. Банк всегда соблюдает требования российского законодательства.

Мы больше двигаемся в сторону цифровых технологий, планируем еще большее количество клиентов по кредитным картам и кредитам привлекать через Интернет. Сейчас 50% кредитов привлекается через онлайн-каналы. Это и лидогенерация, и контекстный поиск, и баннеры, и партнерские программы. Это и внутренний кросс-селлинг. Привлечение клиентов через Интернет обойдется банку дороже, чем через агента прямых продаж, но качество этих клиентов будет выше. Данные по активациям карт, количеству трансакций могут отличаться в 2,5 раза. Поэтому стоимость привлечения клиента не самый важный показатель, куда важнее стоимость привлечения активного клиента. И с точки зрения эффективности привлечения активного клиента Интернет выходит на первое место.

Алексей Архипов (Qiwi): «Фактически мы все время опаздываем»

Блокчейн как возможность изменения всей финансовой сферы, пузырь вокруг блокчейна, инерционность потребительского опыта — bankir.ru публикует краткий конспект беседы на «Утре с Банкиром» с директором по криптотехнологиям компании Qiwi Алексеем Архиповым.

Когда был придуман блокчейн, стало возможным сделать финансовую систему, финансовый процессинг по-настоящему децентрализованным: когда участники, которые поддерживают единую процессинговую сеть, при этом друг от друга действительно не зависят. Все другие системы — псевдодецентрализованы, они децентрализованы только в каких-то своих частях.

Вопрос с точки зрения технологии состоит не в том, какие части этой технологии изобретены до этого, а в том, как она объединена в продукт. Глупо говорить, что iPhone, например, являлся каким-то изобретением, подобным изобретению парового котла. Конечно, нет — он объединил в себе уже существующие технологии.

Технологии, которые используются в блокчейне,— это давно известные технологии, но тот способ, которым они объединены, был достаточно революционным. По сути, материальный объект (валюту) получилось перенести в цифровое пространство.

Эксперимент с биткойном уникален по соотношению ресурсов, потраченных на его разработку, к эффекту, который он произвел. Он произвел эффект сотрясания основ, в том числе в очень консервативной финансовой системе. Этот эффект колоссален.

Сейчас основной фокус разработки не только в России, но и за рубежом сместился в сторону от биткойна. Существует Ethereum, который потенциально может быть гораздо более технически совершенным инструментом. Существует огромное количество других разработок, трудно даже оценить, какое именно количество. Инвестиции оцениваются в сумму порядка десяти миллиардов долларов в год.

У нас (Qiwi) есть проект «Битрубль». Это электронные наличные, электронные деньги. Если сказать «криптовалюта», то это будет неправда, потому что под «криптовалютой» все понимают биткойн. Это не биткойн. Если сказать, что это «электронные деньги» — это тоже неправда, потому что электронные деньги имеют уже определенный смысл в нашем правовом поле. Их, например, нельзя передавать как наличные между участниками и использовать их в другом месте, нежели то, где они эмитированы. Термина не существует, и пока это не прописано, это будет поводом для постоянных непониманий.

«Мы объединили финансы и лайфстайл», — Артур Атабекян (Eqvilibria)

В июле на финансовом рынке появился новый продукт — банковская карта, совмещенная с программой лояльности, созданная Eqvilibria совместно с Touch Bank. О том, чем такая карта выгодна клиенту, банку и ТСП, FutureBanking рассказал Артур Атабекян, основатель и президент Eqvilibria.

Идея клуба очень привлекательна, даже если клиент понимает, что в клубе несколько миллионов человек. Эту историю продавать всегда проще, чем продукт для масс-маркета. Мы к этой идее пришли просто — нам нужна была прозрачная и состоятельная клиентская база, потому что мы занимались продажей рекламы в издательском бизнесе. И мы увидели, что с банками на тот момент еще никто не сотрудничал. Но это очень консервативные институты, и им нужно было предложить что-то интересное. И мы поняли, что им интересно увеличение оборота по картам. Тогда мы создали эту услугу в виде дисконтной программы — собрали компании, которые давали скидки по картам. Сначала для Альфа-Банка, а потом к программе присоединилось множество банков — МДМ Банк, Росбанк и другие.

Если раньше мы были нужны, чтобы давать скидки, то теперь банки научились делать это сами. Мы нужны банкам, чтобы, во-первых, не просто решить, какой контент дать клиенту, но и реализовать это. Сейчас банкам нужен человек, который будет заниматься этим лайфстайлом. Кто это в банке? Нет такой профессии. Самое простое доказательство, что банки не умеют делать премиальные продукты — что их делали люди, которые вообще не понимают потребление VIP-клиента. Например, что мы не замена секретаря, а его поддержка. Нужна информация о предпочтениях потребителя ресторана, бизнеса ресторана, и так во всех отраслях. Банкам человека с такими компетенциями пришлось бы долго выращивать.

Михаил Прохоров может продать часть «Ренессанс капитала» китайской Fosun

Китайская Fosun International ведет переговоры о вхождении в инвестиционный банк «Ренессанс капитал», принадлежащий «Онэксиму» Михаила Прохорова. Об этом рассказывают «Ведомости».

Переговоры идут уже пару месяцев, Fosun рассматривается как финансовый инвестор, контроль она не получит, сообщил человек, близкий к банку. Схема вхождения китайцев в капитал инвестбанка будет сложной, говорит другой источник, близкий к банку: «Сначала Fosun станет миноритарием, инвестировав вместе с Прохоровым, а также получит опцион на увеличение доли по мере развития бизнеса и роста прибыли инвестбанка». Стоимость сделки пока предмет переговоров, сказали собеседники «Ведомостей».

«Онэксим» уже вел аналогичные переговоры с другим китайским инвестором — CITIC Group. Но Fosun — фаворит: она четко понимает, во что инвестирует, говорит человек, близкий к российскому инвестбанку. Эта китайская компания видит синергию для своего бизнеса в регионах, где присутствует «Ренессанс капитал», и понимает, что это даст ей дополнительный доход, уверен он: «Мы оказываем брокерские услуги на этих рынках, теперь китайские деньги в эти регионы пойдут через «Ренессанс». Банк получит и инвестора, и большой клиентский поток».

Разрушительный инсайд: хедж-фонд Copperstone потерял 60% средств

Как удалось выяснить Forbes, один из самых успешных российских хедж-фондов за последние несколько лет Copperstone, которым управляли братья Давид и Ваган Амаряны, выплатил штраф за инсайдерскую торговлю за счет средств фонда в размере 10 млн долларов. Летом после разморозки, которая длилась год, стоимость пая фонда рухнула почти со 170 долларов до 67 долларов (более 60%).

Юрист Copperstone Capital Дмитрий Андреев сообщил, что все споры с SEC урегулированы, а падение активов компании было связано с двумя факторами: работа фонда была приостановлена почти на год из-за заморозки активов, и кроме того, часть клиентов вывели свои средства.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров поясняет: в договоре инвесторов с компанией есть условие, что их инвестиции рисковые, а управляющий отвечает всем имуществом фонда. «В российском суде клиенты вряд ли смогут рассчитывать на защиту своих прав. Скорее всего, документы фонда оговаривают, что споры придется вести по месту его нахождения (у Copperstone Alpha это Кайманы. — Forbes). В таких юрисдикциях рассчитывать на удачный исход спора о несправедливых действиях в отношении дохода будет непросто», — объясняет Захаров. По его словам, основная проблема при таком споре еще в одном моменте — у компании есть досудебная договоренность с SEC, которая подразумевает, что вины конкретных лиц нет и это лишает возможности говорить о неправомерных действиях управляющих.

Экс-банкир Антонов подал иск к Литве на 40 млрд рублей

В такую сумму бывший совладелец банка Snoras Владимир Антонов оценил свои имущественные потери и причиненный деловой репутации вред, узнали в РБК.

Бывший совладелец банка Snoras (национализирован властями Литвы в 2011 году) Владимир Антонов подал в арбитражный суд Москвы иск, ответчиком по которому выступает Министерство юстиции Литвы, следует из материалов, опубликованных в картотеке суда. Согласно этим материалам, истец добивается выплаты ему около 20,2 млрд рублей в счет компенсации имущественных потерь, а также более чем 19,9 млрд рублей в виде компенсации вреда, причиненного деловой репутации бизнесмена.

В качестве обеспечительных мер по иску Антонова суд запретил отчуждать объекты недвижимости, принадлежащие Банк СНОРАС и расположенные на территории России, следует из материалов суда. В частности, под обеспечительные меры попали 12 нежилых зданий в Москве и несколько нежилых зданий в Московской области. Кроме того, суд запретил менять залогодержателя более десяти квартир, находящихся в ипотеке у Банк СНОРАС, а также находящихся в залоге у банка нежилых зданий и помещений, домов и земельных участков, расположенных в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

По гарантии Нота-банка исполнен арест

Как стало известно «Ъ», в рамках расследования хищений 1,5 млрд рублей у вкладчиков Нота-банка были арестованы совладельцы этой кредитной организации — экс-председатель правления Дмитрий Ерохин и его младший брат Вадим. МВД России они обвиняются в особо крупном мошенничестве. Сумма ущерба по делу может дойти до двух десятков миллиардов — именно такую дыру в балансе банка обнаружили проверяющие из ЦБ.

Расследование в отношении руководства Нота-банка началось после обращения в полицию гендиректора «Мостотрест» Владимира Власова. Как следует из фабулы расследования, 5 августа 2015 года «Мостотрест» внес в банк депозит на сумму 1,5 млрд рублей — это было обязательным условием для выдачи Нота-банком гарантии на сумму 2,2 млрд рублей. Однако в октябре, узнав, что в Нота-банке введена временная администрация, «Мостотрест» решил отказаться от гарантии и вернуть свои деньги. Сделать этого не удалось — банк не исполнил платежные поручения.

Хакеры приостановили атаки на российские банки

Банк России с апреля по настоящее время не зафиксировал фактов покушения хакеров на хищения денежных средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, сообщила пресс-служба регулятора в ответ на запрос РБК.

По данным ЦБ, с сентября 2015-го по март 2016 года хакеры пытались похитить средства на корреспондентских счетах банков 21 раз. Общая сумма покушения на хищения составила 2,87 млрд руб., при этом удалось предотвратить хищение 1,6 млрд руб., сообщила пресс-служба Банка России.

Ранее ЦБ сообщал, что наиболее распространенной схемой мошенничества была массовая рассылка писем с вирусом по электронной почте. Злоумышленники в том числе​ рассылали письма в банки от имени ЦБ. После того как сотрудник банка открывал его в своей почте, содержащееся в нем вредоносное программное обеспечение проводило сканирование внутренней компьютерной сети и загружало специальные программы, обладающие возможностями незаметного для пользователя удаленного управления и хищения паролей. Это позволяло мошенникам получать доступ к данным банка и проводить несанкционированные операции, включая снятие средств банков с корреспондентских счетов в ЦБ.

Во второй половине 2015-го и первой половине 2016 года ЦБ также зафиксировал растущий интерес злоумышленников к устройствам самообслуживания, таким как банкоматы и POS-терминалы. По данным регулятора, за последние восемь месяцев преступники похитили через эти устройства около 100 млн рублей.

Первый стационарный обменник биткоинов открылся в центре Москвы

Несколько «криптовалютных активисто» решили открыть в Москве первый офлайновый стационарный обменник биткоинов, сообщает «ПЛАС».

Круглосуточный пункт обмена Bitcoin открылся по адресу Москва, ул. Новый Арбат, д. 8, с. 2. Примечательно, что это произошло всего несколько дней спустя с того момента, когда российские СМИ объявили о прекращении инициатив правительства по преследованию операций с криптовалютами,

Ранее основатели офлайнового биткойн-сервиса работали исключительно через онлайн-сервис LocalBitcoins под именем BTC24pro. На данный момент обмен будет осуществляться только «в одну сторону», т. е. владельцы обменного пункта готовы пока только покупать биткоины, но не продавать их. Другие криптовалюты их также пока не интересуют.

Обмен будет производиться исключительно в частном порядке, поэтому внимания правоохранительных органов команда обменника не боится. Команда нового офлайнового биткойн-стартапа задумывается о дальнейшем оформлении бизнеса, если работа пойдет успешно.

Сейчас обменник готов покупать биткоины за наличный и безналичный расчет и предлагает на настоящем этапе следующие условия: комиссию в 4% от курса биржи BTC-e в дневное и 10% в ночное. Сообщается, что обменник будет работать круглосуточно, но для обмена крупной суммы биткойнов придется договориться заранее.

НСПК хочет внедрить мобильную геолокацию для отслеживания владельцев карт «Мир»

НСПК рассматривает возможность внедрения мобильной геолокации местонахождения клиентов в момент совершения ими операций по картам. Источник, близкий к Центробанку, говорит о том, что вопрос внедрения в России мобильной геолокации регулярно обсуждается банкирами на закрытых встречах с представителями Банка России. Официальные представители НСПК подтвердили, что рассматривают возможность внедрения мобильной геолокации, пишет finanz.ru со ссылкой на «Известия».

Мобильная геолокация позволяет банкам отслеживать местонахождение держателей карт по их мобильному телефону и блокировать операции, если клиент и карта оказались далеко друг от друга. В России этот сервис пока не внедрен. В НСПК указывают на то, что использование сервиса мобильной геолокации дает возможность банку-эмитенту более уверенно авторизовывать операции держателей карт при их поездках по миру. Напомним, что транзакции из другой страны всегда являются причиной дополнительного беспокойства для кредитных организаций, поскольку вероятность мошенничества в таких операциях в разы выше, чем при локальных операциях.

По словам источника, близкого к ЦБ, при подключении мобильной геолокации клиент сам будет давать согласие на отслеживание его местоположения, если захочет повысить безопасность операций по своей карте. Напомним, сервисы геолокации, внедренные для минимизации мошенничества, есть у международных платежных систем Visa и MasterCard - Visa Mobile Location Confirmation и MasterCard and Syniverse. По оценкам Visa, сервис геолокации позволяет снизить число отказов в авторизации при оплате покупок безналичным способом на 30%.

В Минске показали банкоматы и инфокиоски на SIM-картах

В Минске впервые показали содержимое банкоматов и терминалов самообслуживания с SIM-картами velcom, которые используют банки по всей стране. Такие аппараты применяют в труднодоступных для проводной связи местах, например, в «Приорбанке», пишет Cnews.

Банкоматы и инфокиоски можно установить в любом уголке страны. Причина их мобильности кроется в M2M-технологиях (mashine-to-mashine): они не «привязаны» к стационарным линиям связи, а способны передавать информацию по воздуху — с помощью 3G-сети от velcom. Банкоматы и инфокиоски работают по принятой в мире схеме: внутри каждого аппарата находится компьютер, который обрабатывает запросы, шифрует данные с помощью модуля безопасности и передает через 3G-модем в процессинговый центр.

Кроме того, velcom первым среди мобильных операторов повысил защищенность передаваемой через банкоматы и терминалы информации. Для этого специалисты создают частные виртуальные сети, подключиться к которым можно лишь с нескольких IP-адресов, принадлежащих банку. Параллельно банк осуществляет собственное шифрование информации. Все это позволяет исключить вероятность, что данные с карточек белорусов могут быть перехвачены и оказаться в чужих руках.

Беспроводная связь и M2M-решения помогают банкам быстро и экономично устанавливать банкоматы и инфокиоски, а также предоставлять весь банковский сервис в любой точке страны, даже там, где по какой-то причине пока нет проводного интернета. То есть сделать это можно практически везде. Так, 3G-сеть velcom сейчас доступна более чем на 70% территории страны, а к концу года охватит 97% Беларуси. Мобильные технологии также используются в POS-терминалах и устройствах SmartPos, которые позволяют принимать платежи с помощью смартфона и планшета.

«Это приложение убило наличные»

Издание The Guardian опубликовало статью о том, какие изменения произошли со шведскими потребителями после распространения банковских приложений. Теперь владельцы магазинов могут отказаться обслуживать посетителей, если те оплачивают покупки наличными, а количество транзакций в розничной торговле, совершаемых при помощи бумажных денег, упало до 20%. Vc.ru публикует адаптированный перевод статьи.

Из 1600 шведских банков, 900 отказались от хранения, приема и выдачи наличных в своих отделениях. А многие за ненадобностью убрали банкоматы, особенно в сельской местности. Кругооборот шведской кроны упал с 106 млрд в 2009 году до 80 млрд в прошлом году. По данным компании Visa, банковские карточки сейчас стали основной формой расчета в стране: шведы пользуются ими в три раза чаще по сравнению с другими жителями Европы, совершая по 207 транзакций на одну карту ежегодно.

Учитывая популярность мобильных приложений, шведские разработчики объединились вместе с крупнейшими национальными банками страны, такими как Nordea, Handelsbanken, SEB, Danske Bank and Swedbank и разработали Swish — приложение, которое позволяет производить операции со счетом в режиме реального времени.

«Это приложение убило наличные. Теперь многие предпочитают пользоваться им для расчетов друг с другом. — рассказывает профессор Стокгольмского королевского политехнического института Арфидссон. — У приложения есть все достоинства наличных расчетов и нет их недостатков. Расчеты между банками происходят в режиме реального времени и это открывает путь для оплаты товаров и услуг компаний».






Новости Новости Релизы