Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Дорогой друг банкомат
12.11.2012

Дорогой друг банкомат

Необходимость в банковских устройствах самообслуживания пока сомнений не вызывает, а потому банкам нужно вырабатывать правильную стратегию развития банкоматной сети, по возможности, минимизируя затраты. При этом исследования показывают, что эта стратегия постоянно должна пересматриваться


Прежде чем решать вопрос «как», всегда хорошо бы понять «почему». Сейчас много говорится о необходимости избавления от наличных денег, банки и их клиенты уже считают нормой наличие онлайн- и мобильного банкинга. Однако по факту использование последних, по данным исследований, пока не превышает 2% по России. Даже в Москве этот показатель не превышает 6%. Да, использование карт в торговых точках растет — исходя из данных ЦБ, количество POS-платежей выросло за первое полугодие 2012 года на 78,9% в сравнении с тем же периодом 2011 года, а объем таких платежей — на 66,9% соответственно. Но при этом снятие наличных все еще остается популярным, хоть и растет меньшими темпами — на 19,7 и 32% соответственно. По количеству операций снятие наличных популярнее оплаты картами на 8%, а объем снятых средств превышает объем транзакций по оплате картами на 404%. При этом количество карт за год (с третьего квартала 2011 по третий квартал 2012 года) выросло на 39,9%.

Как же ответила банковская инфраструктура на запросы рынка? Количество банкоматов без приема и с приемом наличных средств выросло в России за год на 22,6%, и составило на 1 июля 2012 года почти 202,5 тыс. штук, то есть банки установили 37,3 тыс. устройств. В процентном соотношении рост банкоматной сети меньше, чем рост количества карт, но выше, чем рост количества операций по снятию наличных. И это существенно выше, чем общемировые показатели. Согласно данным исследовательской компании RBR, в мире количество банкоматов выросло за 2011 год на 7,6%, то есть на 170 тыс. устройств. Общее же количество банкоматов на планете составило 2,4 миллиона, а к 2017-му году, по прогнозам RBR, оно достигнет 3,4 миллиона.

Итак, количество устройств самообслуживания растет, и банки не собираются его сокращать. Напротив, они активно наращивают свои сети. Особенно, конечно, в этом заметен Сбербанк, но и другие игроки, такие как, например, ХКФ-Банк, не отстают. А значит, управление сетями устройств остается актуальной темой. Более того, рост банкоматных сетей заставляет банки искать способы сокращения издержек на их развертывание, поддержку и обеспечение безопасности, равно как и на повышение их удобства для клиента.

В первую очередь необходимо спроектировать сеть банкоматов таким образом, чтобы они давали максимальную отдачу и не стали статьей затрат, говорит Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании «КРОК». Для этого необходимо спланировать место расположения банкоматов с учетом проходимости, наличия рядом банкоматов конкурентов, ограничений по логистике и прочих факторов. Некоторые банки привлекают консалтинг для этих нужд.

После того, как сеть банкоматов построена, становится актуальной задача их эффективного обслуживания: устранение неполадок, обновление ПО, наполнение наличностью, обеспечение безопасности.

Крайне важно, чтобы банкомат не оставался пустым: если клиент не может снять деньги — это серьезный репутационный риск для банка, напоминает Максим Андреев (КРОК). В данном случае необходимо прогнозировать не только какую сумму снимут клиенты, но и каким номиналом: например, в супермаркете эконом-класса следует закладывать в банкомат больше купюр по 100 и 500 рублей, а в торговом центре, где продаются товары класса «премиум» — больше купюр по 1 тыс. и 5 тыс. рублей. Завершающая часть — планирование инкассаций банкоматов так, чтобы минимизировать издержки на логистику, а график и маршруты удовлетворяли требованиям службы безопасности». По его наблюдениям, в России комплексных проектов по управлению сетями банкоматов еще нет. В то время как аналитические системы оптимизации покупюрной разбивки и остатков купюр в банкоматах позволяют сэкономить от 40 до 80 тыс. рублей в год на одном банкомате. Это значит, что банк, у которого 2 тыс. банкоматов, за год сэкономит около 120 млн рублей, а у средних размеров банков с 200 банкоматами экономия составит примерно 9 млн рублей в год.

По наблюдениям Максима Андреева, в России комплексных проектов по управлению сетями банкоматов еще нет — банки пока что концентрируются на «профильных» задачах, ведь польза от правильного управления сетями банкоматов менее очевидна, чем, например, от разработки нового банковского продукта. В то время как аналитические системы оптимизации покупюрной разбивки и остатков купюр в банкоматах позволяют сэкономить от 40 до 80 тыс. рублей в год на одном банкомате. Это значит, что банк, у которого 2 тыс. банкоматов, за год сэкономит около 120 млн рублей, а у средних размеров банков с 200 банкоматами экономия составит примерно 9 млн рублей в год.

Основным барьером для передачи таких задач на аутсорсинг Максим Андреев видит требования службы безопасности банка. Любая компания неохотно передает свои данные вовне: в случае с финансовой отраслью, а тем более в вопросах, касающихся расположения, наполнения и инкассаций банкоматов, это особенно актуально.

Банки по-разному пытаются оптимизировать задачу инкассации. Ресайклинг, позволяющий свести количество выездов инкассатора к минимуму за счет перемещения наличности из получаемой в выдаваемую, в России пока используется очень немногими банками. Весьма интересный способ полного избавления банков от проблем инкассации предложила компания KAL, недавно объявив о выпуске безналичного банкомата — так называемого Retail Teller Machine (RTM). По сути, это принтер, который печатает на месте — нет, не деньги, а некий счет, который клиент предъявляет кассиру. Деньги же банк клиента переводит торговой точке по безналичному расчету. Не понятно, правда, почему при такой модели не оплатить просто картой на кассе. Но если задуматься, сколько банкоматов стоит у ритейлеров, и учесть, что люди снимают в них деньги и рассчитываются ими на кассе, идея не кажется столь уж безумной.

Впрочем, согласно исследованию ATM Future Trends Report 2012, проведенному ассоциацией ATMIA, по мнению участников рынка, внедрение кэш-ресайклинга хоть и оказывает существенное влияние на индустрию устройств самообслуживания, но вовсе не является основным трендом в ней. Большинство опрошенных ассоциацией (42%) сошлись во мнении, что наиболее влияет на индустрию ATM развитие мобильных технологий. При этом 45% респондентов назвали наиболее популярным трендом внедрение решений, интегрирующих мобильный банкинг и маркетинг с банковскими каналами самообслуживания.

Еще 16% считают, что банкоматы должны стать привлекательными для так называемых digital natives, или «цифровых аборигенов», которые выросли с цифровыми и мобильными технологиями. Возможно ли это — вопрос спорный. Последние воспринимают поход к банкомату за наличностью скорее как досадную необходимость: они бы охотнее делали все с помощью приложений на своем смартфоне.

Индустрия стремительно меняется, и уже сейчас становится понятно, что после бурного роста рано или поздно (через 5–10 лет) сети банкоматов начнут сокращаться вместе с сокращением наличных денежных средств. Однако пока наличие широкой сети банкоматов продолжает оставаться весомым критерием при выборе банка.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ