Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Регуляторы не из ЦБ на главном съезде банкиров
27.04.2012

Регуляторы не из ЦБ на главном съезде банкиров

Госдума не согласна с Минфином по минимальному банковскому капиталу. АИЖК готовит первую сделку секьюритизации для пула банков. АСВ против повышения размера страховых выплат. Примерно так вкратце можно передать смысл нескольких дискуссий, которые состоялись на апрельском съезде АРБ. «БО» подготовил тезисы выступлений регуляторов не из Банка России


Дмитрий Панкин, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)

Главное, на чем мы сосредоточим свое внимание в ближайшее время, — это внедрение рискориентированного надзора.

Есть поручение президента по внедрению механизма мотивированного суждения в работу ЦБ. Я думаю, что если один регулятор будет пользоваться этим механизмом, а второй — нет, то ничего хорошего не получится. Поэтому это неизбежно коснется и нас. Потребуется качественное изменение профессионального состава работников надзора, их мотивированности, ввод внутренних регламентов и т.д.

Вслед за ЦБ право на мотивированное суждение получит и ФСФР

Об отчетности. Здесь важно идти к унификации. Мы ведем работу с ЦБ по налаживанию взаимного обмена информацией, что позволит не запрашивать ее дополнительно у участников рынка. Думаю, что форматы предоставления информации для регуляторов должны быть одинаковыми. Это станет важным шагом для снижения административного регуляторного воздействия на бизнес.

Важным вопросом в этом году будет дальнейшее совершенствование нашей финансовой инфраструктуры.

В ближайшее время мы примем ряд мер, которые позволят говорить о реальной интеграции нашего финансового рынка в международный. Среди них — создание репозитория, который даст возможность видеть все операции, проходящие на небиржевом рынке с производными финансовыми инструментами.

 

 

Александр Турбанов, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ)

Остановлюсь на проблеме необходимости ведения учета и регулирования сделок с производными финансовыми инструментами. Глобальный рынок деривативов явно оторвался от реальной экономики и по объему уже в сотни раз превышает ВВП всех стран мира вместе взятых. Мы с вами даже не знаем крупнейших нетто-кредиторов и должников, действующих на нем. Это создает серьезнейшие системные риски.

Мне могут сказать, что для России эта проблема пока неактуальна, даже в США только недавно стали этим серьезно заниматься. Но США просто отстали, и поэтому вряд ли в этом следует брать с них пример и надо действовать с опережением. Поэтому мы поддерживаем инициативу ЦБ по созданию репозитория для решения части проблем в данной сфере.

Теперь о предложениях, прозвучавших в докладе к съезду. АРБ предлагает, в частности, установить повышенную сумму страхового возмещения по долгосрочным вкладам. АСВ в ином виде представляет решение этой проблемы, полагая, что нужно установить особый льготный режим страхования для пенсионных и так называемых ипотечных вкладов. Повышение страховки для этой категории депозитов нами просчитывалось, и мы готовы к реализации этой идеи.

Что же касается возможного очередного повышения суммы страховки в целом по всем вкладам, то мы склоняемся к тому, что сейчас это было бы преждевременно. У нас в стране средняя зарплата — 24 тыс. рублей, средний размер вклада — 130 тыс. рублей при страховке 700 тыс. рублей. Безусловно, рост страховки — это стратегическое направление развития, но оно должно соответствовать социально-экономическим реалиям.

Что касается конкретного перечня ограничений в работе региональных банков, которые были предложены в докладе к съезду, он, конечно, подлежит обсуждению. Мы согласны с ограничением по трансграничным валютным операциям. Готовы поспорить с установлением льготных экономических нормативов по достаточности капитала и максимального размера риска на одного заемщика и связанных заемщиков. Такие требования все-таки независимы от величины банка и его территориального месторасположения.

Усиление прав потребителя на финансовом рынке. Мы последовательно выступаем за создание спецоргана, который бы контролировал соблюдение этих прав. Сегодня этим занимаются несколько ведомств, причем для каждого из них эта деятельность не является профильной. Убежден, что централизация защиты прав потребителей повысит качество этой работы, качество банковских услуг и доверие населения к банкам.

 

Александр Семеняка, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)

 

Ипотека в прошлом году достигла абсолютного рекорда — этим финансовым инструментом в течение года воспользовались более полумиллиона человек. Объемы выдачи ипотечных кредитов составили 713 млрд рублей. Совокупная задолженность по ипотечным кредитам — более 1,5 трлн рублей. Если взять соотношение выплат процентов и погашения долга — это примерно 1,5% от совокупных доходов населения. Это, собственно, тот вклад, который ипотека вносит в снижение инфляции.

Наш прогноз на 2012 год: объем выдачи ипотечных кредитов может достичь 1 трлн рублей, несмотря на то что мы не исключаем небольшого роста процентных ставок, где-то на 0,5–0,7%. Количество граждан, которые воспользуются ипотекой, — около 550–650 тысяч.

Что нас не устраивает в развитии рынка? Конкуренция развивается не так хорошо, как бы мы хотели. Очевидно, что на это влияет проблема с ликвидностью. Доля крупных негосударственных банков сократилась и не восстанавливается последние три года. Мы объясняем это тем, что крупные банки не работали по нашим стандартам, поэтому механизм рефинансирования им был недоступен. Поэтому наши усилия будут сосредоточены на разработке новых инструментов, которые помогут решить проблему ликвидности не только средним, но и крупным банкам. В прошлом году мы запустили новый механизм рефинансирования — программу выкупа ипотечных облигаций.

Путь к рефинансированию ЦБ лежит через АИЖК

Почему это направление крайне важно? ПФР инвестировал в облигации более 13 млрд рублей, а мог бы — порядка 260 млрд рублей. Это тот объем денег, который потенциально доступен. Мы можем предложить инструмент с доходностью, равной рейтингу РФ, — с надежностью и доходностью, которая на 200 базисных пунктов превышает среднюю доходность портфеля, формируемого накопительной частью ПФР.

Какие меры мы предлагаем банкам? Во-первых, мы в этом году хотим попробовать сделать совместную сделку секьюритизации, когда несколько банков могли бы объединить свои пулы и сделать большой выпуск. Мы попробуем банки объединить на регулярной основе на базе какого-то совместного соглашения либо СРО, либо ассоциации. В рамках этой организации можно было бы решать проблему с капитализацией таким образом, чтобы мы могли выкупать часть транша, который банк должен удерживать на себе, структурируя его в так называемый субординированный транш ипотечных ценных бумаг. Мы также готовы продолжать помогать с накоплением краткосрочной ликвидности. Сегодня банк, у которого капитал меньше 3 млрд рублей, не имеет прямого доступа к рефинансированию ЦБ. Возможно, для членов ипотечной ассоциации, которые в совокупности бы имели такой капитал, ЦБ мог бы пойти навстречу.

Поскольку у банков есть некий период накопления пула, возникает волатильность. В условиях волатильности процентных ставок вы несете риск (ПФР всегда выкупает по спотовой цене). Мы также готовы давать гарантию, принимая процентный риск по тому механизму, о котором я уже сказал.

 

Александр Жуков, первый заместитель председателя Государственной думы

Факт того, что в 2011 году совокупные активы банковской системы увеличились на 23%, сумма корпоративных кредитов — на 26%, а розничных — почти на 36%, говорит о том, что основные кризисные явления преодолены.

В то же время капитал банков растет очень скромно — всего на 10,8%, уменьшается достаточность собственных средств. И, конечно, мы не можем быть удовлетворены темпами кредитования реального сектора экономики, развитием ипотеки. Критика в адрес банковской системы, которую мы постоянно слышим, имеет объективные корни.

Нужно предпринимать меры для роста капитализации банков. Но увеличение к 2015 году минимального размера капитала до 1 млрд, — это опасные шаги, особенно на фоне развивающегося микрокредитования.

Увеличение минимального капитала даже до 1 млрд — это уже слишком

Второй проблемный вопрос касается законопроекта о безотзывных вкладах. Считалось, что финансовая грамотность нашего населения находится на очень низком уровне, люди не поймут, что такое безотзывный вклад, и это может вызвать негативные последствия для банков. Думаю, пришло время еще раз вернуться к этому вопросу.

Актуальным является принятие закона о потребительском кредитовании. Проект уже находится в хорошей степени проработки. Думаю, что в этом году в Госдуме постараются довести его до ума.

Чрезвычайно важным вопросом является и необходимость совершенствования законодательства и правоприменительной практики по противодействию преступлениям в сфере услуг ДБО. Без сомнения, этот рынок будет активно расти. Вместе с тем и количество преступлений в этой сфере растет темпами, сопоставимыми с темпами роста рынка, что может подорвать доверие к этим видам банковских услуг. Поэтому важно, что развивается нормативно-правовая база (закон о НПС). Среди банкиров есть мнение о том, что этот закон труден для реализации. Надо подумать над уточнениями его отдельных положений в части взаимодействия кредитных организаций, платежных агентов, совершенствования режима специальных банковских счетов, института перевода денежных средств, в том числе электронных. Такой законопроект также может быть рассмотрен Госдумой уже в этом году.






Новости Новости Релизы