Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • FATCA — новый повод для беспокойства банкиров
05.06.2012 Аналитика

FATCA — новый повод для беспокойства банкиров

После кризиса 2008 года основным направлением фискальной политики США стала борьба с уклонением от налогообложения. В фокусе впервые за многие годы стали физлица — налоговые резиденты США. Натиска беспрецедентного политического давления со стороны США не выдержала даже всем известная священность швейцарской банковской тайны


Оказалось, что потери американского бюджета из-за сокрытия резидентами своих доходов в офшорных юрисдикциях могут достигать 100 млрд долларов. Как получить весь объем данных и при этом избежать продолжительных политических баталий с каждой государственной юрисдикцией? Казалось бы, задача утопична. Но только не для американских налоговых регуляторов.

Новый супергерой

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — это принятый в марте 2010 года закон США о налоговых требованиях в отношении иностранных счетов, который устанавливает механизм, обязывающий иностранные банки раскрывать такую информацию США в автоматическом режиме. Закон американский, но распространяет свое действие на все неамериканские финансовые организации, в том числе и российские банки. Что стоит за этим законом? Какое отношение он имеет к российской банковской системе? Должны ли отечественные банки и финансовые организации соответствовать его требованиям? Каким образом положения закона соотносятся с российским законодательством? Попытаемся ответить.
В соответствии с положениями FATCA иностранные банки обязаны предоставлять сведения о счетах американских налогоплательщиков. При этом требования, сформулированные в законе, не ограничиваются просто подачей некой «налоговой декларации». В нем сформулирован обширный список «пожеланий» о помощи, которую бы Налоговая служба США хотела получать, в частности, от российских банков. Для выполнения этих «пожеланий» она предлагает им заключить с ней соглашение о предоставлении ей информации о номерах счетов, остатках и оборотах по счетам своих «американских» клиентов. В основном это физлица, которые имеют признаки, указывающие на принадлежность к США, такие как гражданство, вид на жительство, иные признаки (наличие данных признаков предстоит выяснить российскому банку); а также юрлица, в которых данные физлица имеют долю (10% прямого или косвенного участия). В некоторых случаях, в отношении клиентов, которые отказались раскрывать свой резидентский статус, российские банки будут обязаны удерживать и перечислять Налоговой службе США 30% от платежа.

Добровольная принудиловка

Будут ли наши банки принуждать участвовать в данном соглашении? Напрямую — нет. Но тогда они становятся«неучаствующей иностранной финансовой организацией» (по терминологии FATCA), которая должна осознавать возможные негативные последствия такого шага.
Так, после 31 декабря 2013 года из платежей из источников в США, причитающихся неучаствующим банкам (например, дивиденды и проценты, уплачиваемые американскими компаниями) будут принудительно удерживаться 30%. Кроме того, с суммы, получаемой при продаже американских активов (например, акций, облигаций или некоторых иных финансовых инструментов), будут также удерживаться 30%, при этом не важно, получили вы прибыль или убыток в результате данной сделки.

В некоторых случаях в отношении клиентов, которые отказались раскрывать свой резидентский статус, российские банки будут обязаны удерживать и перечислять Налоговой службе США 30% платежа

Наконец, с 1 января 2017 года определенные платежи не из источников в США, а от различных неамериканских финансовых институтов (в том числе и российских банков), которые подпишут соответствующие соглашения с Налоговой службой США, будут также облагаться 30%-ным налогом у источника выплаты (концепция «транзитных платежей»). В этом проявляется некий «вирусный эффект» FATCA: после подписания соглашения с Налоговой службой США банку придется удерживать налог с выплат в пользу неучаствующих банков. И эти правила без исключений должны применяться в том числе и при расчетах между российскими участвующими и неучаствующими банками! Соответственно, это будет стимулировать вторых при взаимодействии с первыми, зараженными бациллой FATCA, также присоединяться к соглашению. И чем больше банков примкнет к соглашению, тем сложнее будет функционировать тем, кто отказался от такого участия.
Но и это еще не все. Нелояльность к FATCA чревата не только финансовыми потерями, но и негативным репутационным эффектом. Есть ощущение, что из-за «вирусного эффекта» и как следствие, моментального вовлечения всех основных финансовых институтов во всех юрисдикциях FATCA станет инструментом по установлению некоего нового критерия определения «чистоты» и благона­дежности финансовых организаций. Те банки, которые откажутся участвовать в придуманной американцами системе, вероятно, станут восприниматься как изгои финансового сообщества, потенциально связанные с пособничеством уклонению от уплаты налогов, коррупции, отмыванию незаконных доходов и т.п.

США требуют, чтобы даже на уровне внутреннего законодательства других государств были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCА

Кроме того, для банков-участников ведение дел с неучаствующими приведет к возникновению дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения первыми определенных административных функций при взаимодействии с последними, что может привести к желанию первых поддерживать деловые отношения только с аналогичными себе.
Поскольку наиболее болезненные положения закона вступят в силу лишь с 1 января 2014 года, у многих возникает естественное желание подождать, как будут развиваться события — авось, рассосется.
Судя по всему — нет, власти США непреклонно подтверждают свою решимость ввести данный закон в силу и в настоящий момент беспрестанно трудятся над подготовкой различного рода пояснений и рекомендаций по применению на практике различного рода нюансов FATCA.

Дадим ответный огонь?

В России достаточно жесткое законодательство о банковской тайне, о защите персональных данных, которое не позволит российским банкам участвовать в соглашениях FATCA. Для того чтобы у наших банков появилась возможность исполнять требования американского закона без риска быть лишенным лицензии, необходимо осуществить ряд законодательных изменений. А просто внести изменения в закон и позволить российскому банку самостоятельно раскрывать клиентскую информацию американскому регулятору было бы неправильно, хотя бы по геополитическим причинам.
Как поступила Европа? Германия, Великобритания, Франция, Испания и Италия недавно выпустили совместное заявление о том, что намерены заключить с США двустороннее межправительственное соглашение о взаимном централизованном обмене информацией по клиентам национальных банков. Планируется, что данный механизм будет работать так: финансовые организации стран-партнеров будут сообщать необходимую информацию на уровень своего регулятора. Далее между регуляторами (например, Германией и США) будет осуществлен обмен соответствующей информацией. Финансовые организации стран-партнеров не должны будут заключать отдельное соглашение с Налоговой службой США, более того, они будут автоматически признаваться «участвующими финансовыми организациями» в целях закона FATCA, и в отношении их транзитных платежей удержаний производиться не будет. Финансовым организациям данных стран будет предоставлена возможность сохранения счетов клиентам, отказавшимся раскрыть свое резидентство; они будут освобождены от обязанности удерживать 30% от сумм, выплачиваемых таким клиентам.
На наш взгляд, России следует пойти по такому же пути. Отрадно, что на уровне госорганов уже был сделан первый шаг на пути осознания проблематики FATCА для российского финансового сектора. Так, недавно стало известно, что первый вице-премьер Виктор Зубков поручил профильным министерствам проработать вопрос распространения на компании Российской Федерации этого закона. Пока рано говорить, какая стратегия по отношению к FATCА будет выработана Россией на госуровне, но хотелось бы надеяться, что она будет реализована достаточно оперативно. Например, Германия планирует разработать межправительственное соглашение об обмене информацией с США к июню текущего года и ратифицировать его уже к сентябрю.
От того, какую позицию в итоге займут российские госорганы в отношении FATCА, зависит, останутся ли банки с ним один на один или будет заключено межправительственное соглашение. Российскому банковскому сектору есть о чем задуматься уже сейчас. Так, по информации, которую мы получаем из стран, работающих над разработкой межправительственного соглашения по обмену информацией, США требуют, чтобы на уровне внутреннего законодательства соответствующего государства были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCА. То есть в любом случае есть высокая вероятность, что даже если на уровне правительств России и США будет достигнута договоренность о порядке передачи информации, российским банкам все равно придется внедрять внутренние процедуры для соответствия требованиям, аналогичным установленным этим законом.
Исходя из нашего опыта, реализация проекта по внедрению требований FATCA в крупном банке может занять от трех до шести месяцев. Поэтому, несмотря на существующую неопределенность, мы полагаем, что банкам надо начать серьезно задумываться над теми действиями, которые им надо будет предпринять для обеспечения соответствия требованиям FATCА. Например, определить сотрудников, которые будут отвечать за внедрение требований FATCA; проанализировать клиентскую базу и виды продуктов, с которыми работает банк, для того чтобы определить, какой вариант соответствия FATCA является наиболее предпочтительным; провести анализ контрагентов банка и определить порядок дальнейшей работы с ними с учетом требований FATCA; проанализировать расхождения между требованиями Закона FATCA по анализу существующих клиентов и той информацией, которая есть у банка, а также между процедурами по приемке новых клиентов, предписываемых FATCA, и существующими процедурами в банке. Наконец, продумать возможные варианты взаимодействия с Налоговой службой США или с российским регулятором.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ