Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В 2017 году чаще прочих займов банки стали отказывать гражданам в выдаче кредитных карт. На 1 июля остались без одобрения 72,2% всех обработанных кредитных заявок на получение кредиток. По остальным видам кредитов доля отказов не превысила 54%, следует из данных бюро кредитных историй «Эквифакс». Основными причинами для отклонения заявок сегодня становятся кредитная политика банков, высокая закредитованность граждан и качество их кредитной истории. Эксперты не ожидают сокращения сегмента кредитных карт, однако отмечают, что требования к заемщикам существенно выросли и вряд ли будут снижаться.
Исследование статистики отказов по кредитным заявкам проведено в России впервые. БКИ «Эквифакс» оценило долю отказов банков в выдаче гражданам розничных кредитов в общем объеме обработанных заявок на получение займов. В рамках исследования оценивались все сегменты розничного кредитования — от кредитных карт, займов наличными и в торговых точках до ипотечных и автоссуд. Согласно статистике, чаще всего банки отказывают гражданам в выдаче кредитных карт. На 1 июля 2017 года 72,7% заявок на их получение остались без одобрения. По займам в торговых точках этот показатель составил 65%, по кредитам наличными — 47%. Из всех обработанных заявок на получение автокредитов 53,8% остались без одобрения, на получение ипотечных ссуд — 34,7%.
По словам гендиректора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, в 47,6% случаев банки отказывают в выдаче карт из-за своей кредитной политики, а в 22,3% случаев — из-за качества кредитной истории клиента.
Зампред правления СДМ-банка Сергей Козлов считает, что ужесточение скоринговых моделей связано с анализом прошлых потерь или с прогнозами на будущее. Сейчас кредитные карты предлагаются вкладчикам и зарплатным клиентам банков, тогда как до кризиса 2014 года — их могли получить все категории клиентов, кредитки даже рассылались по почте. В результате множество граждан выходило на просрочку, и банкам пришлось пересмотреть свою кредитную политику.
Чаще всего она подразумевает, что кредитки уже не выдаются массовому сегменту заемщиков, которые могут с большей легкостью получить займ в торговой точке. Требования к уровню дохода и качеству кредитной истории по потребительским займам и кредитным картам находятся на одном уровне. При этом они гораздо выше, чем условия получения POS-кредита (займа непосредственно в торговой точке). Например, недопустимы повторяющиеся просрочки платежей по ранее взятым ссудам.
Источник: Известия
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?