Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • POS в помощь!
09.04.2018 Аналитика

POS в помощь!

POS-кредитование остается одним из самых востребованных продуктов розничного кредитования в России


В основном в кредит покупают мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и бытовую технику, мебель, меха, ювелирные изделия, но в последнее время популярность набирают также кредиты на туристические поездки, медицинское обслуживание, образование.

По итогам 2017 года портфель POS-кредитования догнал и даже перегнал показатели «докризисного» 2014 года, зафиксировавшись на отметке 192 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом портфель вырос на 6,6%, а по сравнению с 2015 годом — на 13,6%. Траектория восходящего тренда говорит о том, что с большой долей вероятности объем портфеля POS-кредитования будет демонстрировать новые высоты уже к концу второго квартала 2018 года и по прогнозам превысит 200 млрд. рублей. Драйверы роста в сегменте — средний чек и количество выдаваемых кредитов, которые выросли на 10 и 12% соответственно. Этому способствовала реализация отложенного спроса на ряд товаров, таких как электроника и бытовая техника.

Важно отметить, что рост объема портфеля невозможен без увеличения объема просроченных обязательств (просрочка свыше 90 дней). По сравнению 2017 года с 2014-м рост объема просроченных обязательств составил всего 2%, тогда как портфель вырос более чем на 8%. Подобное соотношение может рассматриваться как хороший результат — объем портфеля растет большими темпами по сравнению с объемом просроченного долга.

Такую симпатию к POS-кредиту среди населения можно объяснить в первую очередь скоростью и удобством его получения. Есть у данного вида кредитов еще одна особенность. Во многих случаях это идеальный старт для кредитной истории. Купив мобильный телефон или телевизор, а впоследствии полностью погасив кредит согласно графику платежей, клиент зарекомендует себя как надежный заемщик и уже сможет рассчитывать на более крупные суммы и привлекательные предложения от банков.

POS-кредитование традиционно является наиболее популярным продуктом для старта кредитной истории у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет

Это в первую очередь интересно молодым людям, делающим первые штрихи в своей финансовой биографии. Естественно, формирование положительного образа не произойдет единовременно. Оформив кредит на покупку планшета сегодня, завтра можно рассчитывать на кредит наличными или кредитную карту, а затем на автокредит, ипотеку. Впоследствии число контрактов на одного заемщика может расти. Так, на конец второго квартала 2017 года подавляющее большинство клиентов банков розничного сегмента имеют только один активный контракт. Их доля составляет 57,5% общего числа граждан, имеющих кредиты. Два контракта оформили 24% клиентов, три контракта — 10,5%, четыре контракта — 4,6%, более пяти кредитов — 3,5%. Такое распределение клиентов по числу активных контрактов представляет собой устойчивый тренд на рынке и демонстрирует небольшую положительную динамику в сторону увеличения количества кредитов на одного заемщика. Количество клиентов с одним кредитом за последние четыре года снизилось с 59 до 57,5%, в то время как количество клиентов с двумя и тремя кредитами выросло на 1,5 процентных пункта.

Согласно статистике, POS-кредитование традиционно является наиболее популярным продуктом для старта кредитной истории у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. По состоянию на январь 2018 года доля POS-кредитов, впервые оформленных молодыми людьми, составила 40,6%. Второй по популярности продукт для этой категории — кредитные карты, в январе их доля составила 26,5%. Примечательно, что исторический максимум выдач кредитных карт данной категории граждан пришелся на ноябрь — декабрь 2017 года (31,4%), вплотную приблизившись к показателям POS-кредитования, которые в это же время показывали наименьшие свои значения (36,6%). Доля потребительских кредитов заметно уменьшилась с 2014 года и составила на январь 2018 года 13,9%, что является историческим минимумом. Также растет доля займов, выдаваемая молодым людям в МФО. С 2014 года рост составил 12 процентных пунктов. Автокредиты и ипотеку молодым людям также выдают впервые, но крайне редко, доля данных продуктов составляет на январь 2018 года 3,3 и 1,8% общего числа соответственно.

Средний чек на покупку товаров и услуг в кредит у возрастной категории 18 лет — 24 года составил в 2017 году 29,5 тыс. рублей. Средний срок POS-кредитов у молодежи также рос в течение 2017 года и составил в декабре 13 месяцев, что на два месяца больше, чем в начале года.

Кредитный лимит для каждого заявителя индивидуален, это вопрос внутренней политики банка по управлению рисками. Предельную долговую нагрузку каждый банк определяет для себя самостоятельно до тех пор, пока со стороны надзорных органов не будет установлено общее ограничение по рынку. В настоящее время среднее отношение ежемесячного платежа к сумме дохода по всем клиентам и по всем продуктам находится на уровне 40–45%.

В настоящий момент основные потребители банковских продуктов — люди в возрасте от 25 до 39 лет. За потребительским кредитом и кредитной картой обращаются в возрасте 25 лет — 34 года, за автокредитом в 30–39 лет, а за ипотекой в 27–36 лет. В этом возрасте, как правило, появляется потребность в улучшении жилищных условий, повышении качества жизни, реализации семейных планов. Сейчас большинство банков предлагает привлекательные условия кредитования, такие как сниженные процентные ставки по кредиту, различные льготы и акции. Поэтому очень важно аккуратно относиться к своей кредитной истории, с самого ее старта, чтобы рассчитывать на получение выгодного предложения и не сталкиваться с проблемами и препятствиями в процессе получения заемных средств.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ