Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Плюс в карму
23.06.2020 FinRetailАналитика

Плюс в карму

Какие социальные проекты реализуют российские банки и для чего они это делают


Практически каждый банк, независимо от его величины, уделяет внимание развитию социальных инициатив. Банки запускают собственные благотворительные проекты и поддерживают существующие, объявляют конкурсы грантов и поощряют волонтерство среди своих сотрудников. Кому и зачем помогают кредитные организации?

В узком русле

Реализуя собственные благотворительные проекты или оказывая помощь некоммерческим организациям (НКО), некоторые банки предпочитают концентрироваться на четко определенных направлениях.

Семь лет назад Райффайзенбанк искал социальную группу, которая получает наименьшую поддержку как от государства, так и от частного сектора, и остановился на категории одиноких пожилых людей, которым на тот момент почти никто не помогал. С тех пор Банк поддерживает соответствующие проекты и фонды помощи. «Наш Банк решил сосредоточиться на помощи одной группе, так как мы посчитали, что концентрация усилий даст максимальный результат», — поясняет старший вице-президент, руководитель группы внутренних коммуникаций и КСО Райффайзенбанка Дарья Здерихина.

Банк также организует стажировку молодых специалистов Raiffeisen Evolve, которую, однако, не позиционирует как социальный или благотворительный проект. Годовая стажировка позволяет молодым специалистам получить первый профессиональный опыт, а лучшие стажеры (в среднем 80% ежегодно) приглашаются в штат Банка. В 2019 году Raiffeisen Evolve номинирована на премию FINAWARD’19 в категории «Социальный проект».

Банк «Санкт-Петербург» выбрал два направления для долгосрочных благотворительных программ. Он оказывает поддержку колпинскому Центру содействия семейному воспитанию № 9, помогая детям получить дополнительное образование, заботясь об их лечении, отдыхе и профориентации. Кроме того, организация поддерживает Благотворительный фонд «Помощь бездомным собакам». Финансовая помощь Банка идет на содержание в приюте 500 собак и 100 кошек.

Группа Societe Generale определила основное направление благотворительности как помощь людям в интеграции в профессиональную жизнь, а также образование и социализацию через спорт, рассказывает Екатерина Плужник, руководитель отдела продвижения корпоративных проектов SG, спонсорства и КСО SG Russia. В результате Росбанк (входит в группу SG) в партнерстве с Impact Hub Moscow третий год проводит всероссийскую конкурсную программу «Начни иначе». Ее цель — помочь социальным предпринимателям и НКО, которые трудоустраивают людей с инвалидностью или создают для них товары и услуги. В течение трех месяцев кураторы и pro bono консультанты в финансовом планировании, маркетинге, PR и управлении командой помогают НКО улучшить бизнес-модели. Сбор заявок на участие в очередном этапе конкурса «Начни иначе» продолжится до 21 июня 2020 года.

Росбанк (входит в группу SG) в партнерстве с Impact Hub Moscow третий год проводит всероссийскую конкурсную программу «Начни иначе»

Впрочем, банки нацелены не только на помощь нуждающимся. В 2019 году банк для предпринимателей «Сфера» (входит в группу БКС) организовал в парках столицы цикл бесплатных детских квестов «КиндерСфера». В процессе игры дети отрабатывали важные этапы открытия бизнеса: рисовали портрет целевой аудитории, распоряжались стартовым капиталом и работали над бизнес-проектами. «Нам было важно показать детям, что бизнес — это не что-то абстрактное, взрослое и скучное, а интересный процесс», — говорит председатель правления БКС Банка Дмитрий Пешнев-Подольский. Инициатива также номинирована на премию FINAWARD’19 в номинации «Социальный проект». 

Помогать всем миром

Не остаются в стороне от благотворительных инициатив и клиенты. Используя свои бизнес-возможности, банки запускают сервисы и продукты для помощи НКО: переводы без комиссии в отделениях, банкоматах и интернет-банке, специальные вклады с отчислением доли процента на благотворительность, кобрендинговые карты и т.д.

Сбербанк предлагает своим клиентам через сервис «Сбербанк Вместе» делать пожертвования на проекты некоммерческих организаций. В 2019 году платформу посетили более 640 тыс. человек, было собрано 42 млн рублей. К проекту присоединилось 104 НКО.

В мобильном приложении и интернет-банке МТС Банка есть функция перевода средств в благотворительные фонды «в один клик». Самое большое количество пожертвований клиенты совершают в декабре и январе, говорит вице-президент, куратор КСО-проектов МТС Банка Ахмед Жаманов.

Почта Банк реализует экопроект «Подари лес другу», который охватывает 50 заповедников и национальных парков России. Любой желающий может выбрать на интерактивной карте на сайте банка лесной участок, нуждающийся в восстановлении, оплатить саженцы, а потом дать своему участку любое название. Кроме того, Банк сажает одно дерево за свой счет за каждые потраченные клиентами 3 тыс. рублей по карте «Зеленый мир». За пять лет более 800 тыс. участников проекта совместными усилиями высадили около 4 млн деревьев. Буквально на днях программа была расширена на банк ВТБ. По подсчетам ВТБ, в проекте могут принять участие еще порядка 5 млн человек.

Клиенты компании QIWI могут совершать пожертвования через QIWI Кошелек, QIWI Терминал или банковскую карту. В отделениях Райффайзенбанка установлены копилки для сбора средств в пользу Фонда «Старость в радость», а в интернет-банке есть шаблон для переводов в адрес этого же Фонда.

«Многопрофильная» благотворительность 

Некоторые банки не останавливаются на одном-двух направлениях и стремятся максимально разнообразить свою благотворительную активность. Так, Сбербанк создал Благотворительный фонд «Вклад в будущее» и реализует программы в сфере здравоохранения, образования и культуры, охраны окружающей среды и развития инклюзии. Кроме того, Банк запустил программы финансовой грамотности для пожилых людей, молодежи и детей, включая воспитанников детских домов.

Проекты повышения финансовой грамотности для всех поколений реализует и МТС Банк. В его благотворительном портфеле также есть проекты в области культуры, искусства и спорта. Кроме того, совместно с Благотворительным фондом «Детский мир» Банк обустраивает в региональных учреждениях здравоохранения игровые комнаты. Номинации на FINAWARD’19 удостоился проект МТС Банка и Фонда «Арифметика добра» под названием «Щедрый вторник». В ходе акции один «лайк» в соцсетях приравнивался к одному рублю. В прошлом году проект поддержали 12 500 пользователей соцсетей, а МТС Банк увеличил получившуюся сумму в 40 раз и направил полмиллиона рублей на организацию уроков с репетиторами для пяти воспитанников детских домов и социальных учреждений из Башкирии, Нижегородской области и Красноярского края.

Платежные технологии на службе благотворительности

По масштабу благотворительных программ от крупных банков не отстают и платежные системы.

Например, компания Visa в России поддерживает детей с особенностями развития и пожилых людей. В мае платежная система запустила образовательную кампанию #ПомогаемстаршимсVisa — Helping the Elderly с целью научить пожилых держателей карт Visa заказывать и оплачивать все необходимое онлайн. Кроме того, Visa сотрудничает с благотворительными фондами «Синдром любви» (оказывает психолого-педагогическую и социальную поддержку семьям, в которых есть дети, подростки и молодые люди с синдромом Дауна) и «Старость в радость».

Некоторые из благотворительных проектов Mastercard направлены на детскую аудиторию. В 2018 и 2019 годах компания проводила общероссийскую акцию «Создадим новогоднее волшебство — вместе поможем детям» в партнерстве с Фондом «Друзья». В декабре все держатели Mastercard становились участниками этой инициативы, оплачивая покупки картой. Кроме того, компания участвовала в благотворительной акции «Макхэппи День», в рамках которой в Фонд «Дом Роналда Макдоналда» дополнительно перечислялся 1 рубль при каждой оплате заказа с картофелем картой Masterсard.

Райффайзенбанк выделил дополнительный бюджет на покупку средств защиты, расходных материалов и медоборудования для девяти региональных клиник и направил собранные средства в Русфонд

Mastercard не менее известна своими проектами в поддержку искусства. Платежная система выступает стратегическим партнером Мультимедиа Арт Музея (МАММ), в качестве партнера Фонда Валерия Гергиева поддерживает Московский Пасхальный фестиваль, а также сотрудничает с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В августе 2019 года Mastercard и Сбербанк совместно запустили проект «Кино — #этомое». Среди держателей молодежных карт Mastercard был объявлен конкурс на лучшие сценарии для трех короткометражных фильмов в жанрах мелодрамы, комедии и фантастики. В результате удалось получить более 1000 сценариев, рассказывает Алексей Волков, директор по развитию и продажам продуктов Mastercard в России. Картины-победители были сняты в новом для России «вертикальном» формате screenlife (события фильма разворачиваются на экране смартфона). Проект «Кино — #этомое» также номинирован по итогам 2019 года на премию FINAWARD.

Социальный проект компании QIWI — благотворительная программа «ВСЕМ» — равномерно распределяет пожертвования между девятью фондами. Поддержку получают: «Детские деревни-SOS», Служба помощи «Милосердие», «Старость в радость», «Вера», WWF России, «Даунсайд Ап», Русфонд, Фонд В. Спивакова и «Артист».

Ситуация SOS

Финансовый сектор, как и другие отрасли, отреагировал на бушующую в мире эпидемию коронавируса. Немалая часть социальных проектов, запущенных в 2020 году, посвящена борьбе с этой инфекцией.

Сбербанк заявил, что направит более 3 млрд рублей на противодействие эпидемии коронавируса. Благотворительный фонд «Вклад в будущее» и платформа Сбербанк вместе объявили сбор средств на поддержку проектов российских научно-исследовательских институтов и других организаций, которые борются с COVID-19. До 12 июня Банк удваивает каждый рубль, пожертвованный клиентами на эти цели.

Клиенты Московского Индустриального банка (МИнБанка) могут помочь врачам, оплачивая онлайн-покупки картой «МИР». Часть средств от каждой транзакции переводятся в пользу Благотворительного фонда «Живой», который собирает заявки из больниц по всей стране и направляет им необходимую экипировку и оборудование.

Райффайзенбанк выделил дополнительный бюджет на покупку средств защиты, расходных материалов и медоборудования для девяти региональных клиник и направил собранные средства в Русфонд. Росбанк тоже оказывает помощь региональным медицинским учреждениям, а также волонтерам-медикам. Кроме того, Банк поддержал программу быстрого реагирования Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» по поддержке деятельности НКО в условиях COVID-19. Еще один новый проект связан с поддержкой малого бизнеса и социальных предпринимателей из сферы услуг через механизм краудфандинга.

Компания Mastercard совместно с Novikov School в период с 8 мая по 9 июня приготовили 5 тыс. обедов для врачей московских больниц. SberDevices и «АБК» запустили автоматизированную справочную службу по информированию населения о COVID-19 на основе технологий искусственного интеллекта.

В апреле 2020 года Фонд Visa Foundation запустил программу оказания неотложной помощи и поддержки благотворительных организаций, задействованных в борьбе с пандемией COVID-19, в каждом из регионов присутствия компании Visa. Бюджет программы — 10 млн долларов, информация о распределении этой суммы по отдельным странам пока отсутствует.

Командный дух — в благотворительное русло

Многие кредитные организации вовлекают в социальные проекты своих сотрудников. МИнБанк в начале 2020 года запустил акцию в поддержку Фонда «Подари жизнь». За две недели сотрудники Банка собрали больше тонны бытовой химии и средств гигиены, которые были переданы в детские онкологические клиники в 27 регионах, рассказывает директор департамента по работе с персоналом МИнБанка Оксана Лындина. На внутреннем корпоративном портале Банка сотрудники могут найти информацию о коллегах, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и информацию о том, как им можно помочь.

Подобная программа действует и в Райффайзенбанке: сотрудники в трудной ситуации обращаются за поддержкой к коллегам, а Банк организует среди них сбор средств и удваивает собранную сумму. Помимо этого сотрудники Банка совместно с Фондом «Старость в радость» ездят в дома престарелых, где общаются с одинокими пожилыми людьми и помогают им в хозяйственных вопросах. Из-за пандемии волонтерские поездки пришлось временно приостановить, а высвободившиеся средства направляются на поддержку персонала домов престарелых.

Волонтерские инициативы положительно влияют на формирование комьюнити и открытой среды в компании, говорит руководитель отдела внутренних коммуникаций QIWI Андрей Савин. Сотрудники компании начали ездить в приюты, собирать подарки для пожилых, отдавать ненужную одежду в Charity Shop, а компания, заметив этот тренд, поддержала его: заказывала трансферы, предоставляла подарки, нанимала специалистов — кураторов и психологов, которые при необходимости помогали сотрудникам. С легкой руки сотрудников родились и экологические инициативы — QIWI внедрила раздельный сбор мусора.

Почта Банк реализует экопроект «Подари лес другу», который охватывает 50 заповедников и национальных парков России

Любой сотрудник Банка «Санкт-Петербург» может представить свой волонтерский проект на профессиональную экспертизу. В случае одобрения он получит финансирование Банка и помощь команды единомышленников. За последние годы волонтеры Банка помогали подшефному детскому дому проводить занятия с детьми, восстановили исторический яблоневый сад в Колтушах под Петербургом, несколько раз приводили в порядок леса и парки, собирали средства для покупки подарков под Новый год и т.д., рассказывает руководитель Службы внешних коммуникаций Банка «Санкт-Петербург» Анна Бархатова.

Сотрудники Visa участвуют в сборе подарков и онлайн-ярмарке в пользу детей-сирот, а также принимают участие в сайклинг-марафоне Cycling vo blago, благотворительных футбольных турнирах и забегах. А программа корпоративного волонтерства Share Care для сотрудников компаний группы Societe Generale в России реализуется по пяти направлениям: «Интеллектуальное волонтерство», «Материнство и детство», «Экология», «Поддержка социально уязвимых» и «Помощь животным».

«Побочные эффекты» добрых дел

Корпоративная социальная ответственность — норма для здорового общества. Однако участие банков в благотворительных и социальных проектах не всегда обусловлено только желанием помочь нуждающимся.

Согласно законодательству, бизнес может оформить налоговый вычет за помощь благотворительным фондам и некоммерческим организациям. Кроме того, реализация благотворительных программ позитивно сказывается на восприятии бизнеса со стороны инвесторов и бизнес-партнеров. А участие в государственных благотворительных проектах помогает наладить взаимоотношения с представителями власти и органами местного самоуправления. «То, насколько много внимания банк уделяет социальным активностям, может стать определяющим фактором в выборе у современных предпринимателей», — считает Дмитрий Пешнев-Подольский. Все больше людей при поиске работы обращают внимание на социальную позицию потенциального работодателя, добавляет Андрей Савин. По его словам, косвенная материальная выгода от реализации социальных программ выражается в укреплении бренда работодателя: уменьшается отток талантов из компании, а бизнесу становится проще удерживать и привлекать лучшие кадры.

Участники номинации «Cоциальный проект» премии FINAWARD’19

Номинанты / проект

Описание проекта

Банк «Сфера» / Kinder MBA Интерактивный квест «КиндерСфера: стань предпринимателем» 

Бесплатные детские квесты по предпринимательству

МТС Банк и Фонд «Арифметика добра» / Акция «Щедрый вторник»

Любой пользователь соцсетей ставит «лайк» под постом к акции. По количеству собранных «лайков» МТС Банк направляет средства на организацию уроков с репетиторами для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Один «лайк» равен одному рублю 

Новикомбанк / День донора Новикомбанка

День донора Новикомбанка, учрежденный в 2013 году, прошел уже в 13-й раз. За время существования программы в ней приняли участие около 10% сотрудников, немалая часть которых являются многократными донорами. Дважды в год волонтеры Банка посещают Центр крови ФМБА России, где сдают кровь в пользу граждан, которым нужна экстренная медицинская помощь

Райффайзенбанк / Стажировка молодых специалистов Raiffeisen Evolve

Оплачиваемая Банком программа развития молодых специалистов для первого профессионального опыта и достижения начального экспертного уровня. Программа рассчитана на год, по ее итогам лучшие финалисты приглашаются в штат Банка. В среднем эта доля ежегодно составляет 80%. В 2019 году в программе появился трек для специалистов цифровых профилей Raiffeisen Evolve into DGTL

Сбербанк и Mastercard / Конкурс «КИНО — #ЭТОМОЕ»

Три творческие пары режиссеров и топовых блогеров снимут три разных фильма, а участники проекта могут попасть в съемочную команду любого из них

 

 

Дарья Здерихина, старший вице-президент, руководитель группы внутренних коммуникаций и КСО РайффайзенбанкаДарья Здерихина, старший вице-президент, руководитель группы внутренних коммуникаций и КСО Райффайзенбанка

Мы предпочитаем работать с проверенными благотворительными фондами и следим, чтобы совпали следующие критерии: наличие лицензии, позволяющей организации вести подобный вид деятельности на территории страны; прозрачность деятельности организации — фонд готов в любой момент представить подробный отчет по расходуемым средствам; надежная репутация.

 

 

Оксана Лындина, директор департамента по работе с персоналом МИнБанкаОксана Лындина, директор департамента по работе с персоналом МИнБанка

Специалисты благотворительных фондов лучше знают проблемы людей и могут быстрее реагировать на них. Мы ориентированы на поддержку фондов, работающих проектно, а не только оказывающих адресную помощь. Наша позиция объясняется просто: банк — это всегда про системный подход, про активность, стратегию и работу на результат. Если этих принципов в своей деятельности придерживается и фонд, то социальный эффект его программ многократно возрастает.

 

 

Ахмед Жаманов, вице-президент, куратор КСО-проектов МТС БанкаАхмед Жаманов, вице-президент, куратор КСО-проектов МТС Банка

Любая КСО-активность нашего банка проходит тщательную проверку и согласование с подразделением комплаенса банка, обязательно — на предмет прозрачности действий, на соответствие принципам деловой этики и общественной морали и, разумеется, на недопустимость коррупционных элементов.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ