Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (15–19 мая 2017 года)
22.05.2017 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (15–19 мая 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Отраслевые ассоциации и объединения

- Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян 15 мая встретился с председателем Совета Федерации ФС РФ Валентиной Матвиенко. Глава АРБ в ходе рабочей встречи рассказал В.Матвиенко о работе ассоциации.

- Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян 15 мая встретился с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной. Глава АРБ обсудил с председателем ЦБ РФ задачи, стоящие перед Ассоциацией и банковским сообществом, а также дальнейшие шаги по взаимодействию и решению возникающих проблем.

- 16 мая 2017 года состоялось заседание Комитета АРБ по развитию финансового рынка.

Эксперты Московской биржи представили информацию относительно практических моментов перехода на централизованный клиринг. В частности, поделились информацией о Торгово-клиринговой системе и инфраструктуре рынка СПФИ Московской биржи, затронув такие ключевые моменты, как адресность сделок, возможность использовать данную систему как для биржевых, так и внебиржевых сделок, автоматический репортинг сделок в репозитарий и т.д.

Участники заседания обсудили открытые вопросы перехода на обязательный клиринг, такие как юридический механизм прекращения обязательств по сделке без ЦК и ее замены на сделку с ЦК (открытая оферта и новация), сроки передачи сделки на клиринг и проч.

По результатам обсуждения участникам заседания было предложено представить их комментарии / замечания / предложения в связи с переводом на централизованный клиринг. Полученные отзывы будут обобщены Комитетом АРБ по развитию финансового рынка и направлены в Банк России и на Московскую биржу.

Светлана Тимашева, руководитель направления по развитию системы управления обеспечением и трехсторонних сервисов Национального расчетного депозитария (НРД) выступила с презентацией относительно обсуждаемого в НРД проекта «Автоматическое кредитование ценными бумагами через сделки репо или займа под завершение расчетов».

Участникам заседания было предложено поделиться соображениями, в частности, насколько такой проект будет интересен рынку и при каких условиях, какую пользу может привнести услуга автоматического кредитования в сравнении с текущей практикой решения проблемы нехватки бумаг при короткой продаже, какая конструкция имеет преимущество на рынке — РЕПО или заем ценных бумаг.

- Банк России ответил на письмо Ассоциации российских банков «Об оценке системы оплаты труда в кредитной организации», содержащем просьбу рассмотреть вопросы о возможности: публикации обзоров практики применения Инструкции № 154-И; о дополнении Инструкции № 154-И иллюстративными примерами, демонстрирующими порядок подсчета и структуру вознаграждения по расчетным (плановым) периодам с учетом применения количественных и качественных показателей оценки рисков; о дополнении Инструкции № 154-И приложениями, включающими типовые формы локальных нормативных актов банков, определяющих порядок оплаты труда работников банка, либо структуру этих локальных актов.

- Банк России ответил на письмо Ассоциации российских банков «О порядке расчета полной стоимости вклада в соответствии с Указанием № 3194-У», содержащем просьбу внести изменения в Указание № 3194-У, исключающих из расчета ПСВ по договорам банковского счета (в том числе договорам о выпуске банковских карт) и договорам банковского вклада «до востребования» величину материальной выгоды, если получение такой выгоды не зависит от фактического размещения клиентом денежных средств на счете (во вкладе).

- В Госдуме прошло заседание совета Ассоциации «Россия» по денежно-кредитной политике и финансовому регулированию. На Совете обсудили доклад Банка России о денежно-кредитной политике по итогам первого квартала 2017 года, познакомились с международным опытом проведения политики количественного смягчения, приняли план работы Совета по ДКП на второе полугодие текущего года.

- К внесению в Государственную Думу готовится проект закона о синдицированном кредите, такими планами поделился председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков с участниками круглого стола «Синдицированный кредит как инструмент «зеленого» финансирования», который прошел в Госдуме 16 мая.

По словам Анатолия Аксакова, законопроект о развитии синдицированного рынка должен ввести в оборот понятие «синдицированный кредит», определить полномочия и ответственность кредиторов, кредитных агентов, управляющих залогом, снять риски с участников синдицированного кредитования. Он не исключил возможность рассмотрения законопроекта в первом чтении до конца весенней сессии.

- В Белграде на очередном заседании Международного координационного Совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (Международного Банковского Совета) обсудили проблемы подготовки и переподготовки банковских кадров в условиях технологических новаций в деятельности кредитных организаций, а также роль финансовых организаций и банковских объединений в адаптации клиентов к современным формам банковского обслуживания.
На заседании также были рассмотрены основные показатели текущего состояние банковских секторов в государствах, чьи банковские объединения принимают участие в работе Международного Банковского Совета. 

Кроме того, были рассмотрены вопросы о деятельности Рабочей группы Международного банковского совета по обучению банковских кадров и предложения члена МБС ФБА ЕАС об участии Международного Банковского Совета в издании журнала «Евразийский финансово-экономический вестник» и Международной общественной премии «Финансово-Банковская элита Евразии».

- Росфинмониторинг ответил Ассоциации «Россия» на вопросы, поступившие в рамках подготовки к «встрече в Бору».

- Департамент банковского регулирования ЦБ РФ предоставил разъяснения в отношении вопросов Ассоциации «Россия», возникающих при применении Положения 254-п к ссудам, выданным в рамках договоров об открытии кредитной линии.
- Банк России предоставил на запрос Ассоциации «Россия» разъяснения о порядке составления формы 0409118.

- В связи с предстоящим до 31 июля 2017 года продлением через веб-портал www.irs.gov/fatca соглашений, заключенных организациями финансового рынка со Службой внутренних доходов США, Ассоциация «Россия» уведомляет кредитные организации, что информирование организациями финансового рынка ФНС России о факте пролонгации упомянутого соглашения не требуется, если при пролонгации не изменяются регистрационные данные организации финансового рынка в иностранном налоговом органе, ранее направленные в ФНС России в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 №1267 «Об информационном взаимодействии между организациями финансового рынка и уполномоченными органами». Такая позиция представлена в письме Банка России, письме Росфинмониторинга. При этом в соответствии ответом ФНС России на запрос Ассоциации контроль за исполнением положений статьи 3 Закона № 173-ФЗ от 28.06.2014 возложен на Банк России и Росфинмониторинг.

Законопроекты и рекомендации

- В Госдуму внесен законопроект № 177953-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части совершенствования регулирования отдельных финансовых договоров».

Законопроектом предусмотрены положения, закрепляющие полномочия Центрального Банка Российской Федерации по установлению соответствующих требований в части обеспечения обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Кроме того, Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на закрепление самостоятельного способа обеспечения обязательств, вытекающих из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и не закрепленного в ГК РФ, предусматривающего передачу ценных бумаг и (или) денежных средств в счет обеспечения посредством их списания со счета стороны, совершившей отчуждение, и зачисление на счет стороны, в пользу которой предоставлено обеспечение (договор о предоставлении финансового обеспечения).

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект № 134557-7 «О внесении изменений в статьи 7-1 и 7-3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ)».

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект № 51808-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц».

В целях расширения доступа организаций и граждан к кредитным средствам, а также увеличения объема кредитных портфелей кредитных организаций, которые будут по-настоящему работать на увеличение экономической активности населения в частности и валового внутреннего продукта в целом, проектируемыми положениями вводятся нормы, определяющие предельный размер прибыли кредитной организации в 1,5 % в случае заключения ей кредитного договора с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в реальном секторе экономики на соответствующие виду их экономической деятельности цели, а также с физическими лицами по кредитным договорам, срок которых не превышает 5 лет ввиду сложности более длительного прогнозирование потенциальных расходов для кредитных организаций.

При принятии проектируемых норм, кредитные организации будут иметь возможность выдавать в разы большее число кредитов и за счет увеличившегося оборота покрывать потенциальные убытки от потери сверхприбыли. В свою очередь Центральный Банк Российской Федерации сможет продолжать политику таргетирования инфляции, не опасаясь ее кратного увеличения, а население и реальный сектор экономики получат денежные средства для увеличения потребительской активности и объемов инвестиций в деятельность организаций, что, в конечном счете, приведет к стимулированию экономики в целом и ее росту.

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект № 709317-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части ограничения максимальной суммы процентов по договору займа (кредита)).

Законопроект направлен на ограничение суммы процентов по договору займа (кредита) и платежей, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением заемщиком условий договора займа (кредита); на ограничение права кредитных и микрофинансовых организаций требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа (кредита) вместе с причитающимися по договору займа (кредита) процентами; на аннулирование 01 апреля 2015 информации о нарушении заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору займа (кредита), если заемщиком произведено полное погашение основной суммы долга, процентов по договору займа (кредита) и платежей, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением заемщиком условий договора займа (кредита).

Предлагаемые ограничения рассчитаны на основании предельных значений полной стоимости потребительских кредитов (займов), установленных Центральным банком, увеличенных на адекватную среднегодовую сумму платежей, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением заемщиком условий договора займа (кредита), и уменьшенных с учетом данных Объединенного кредитного бюро о статистике просроченных кредитов и займов.
Кроме того, проектом предлагается исключить устоявшийся порядок, при котором возникающие у заемщика трудности с выплатой основной суммы долга или процентов позволяют кредитным и микрофинансовым организациям требовать их досрочного погашения в полном объеме.

При этом у кредиторов остаются иные меры получения компенсации в связи с ненадлежащим исполнением заемщиком условий договора займа (кредита), например, взыскание неустойки. Однако указанные платежи в сумме с процентами по договору займа (кредита) не могут превышать предусмотренного законопроектом процента от основной суммы долга.

- Подписанным постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 года №549 утверждены Правила предоставления государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством России в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.
Правила разработаны с учетом практики реализации в 2012–2016 годах механизма предоставления госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством России в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (утверждены постановлением Правительства от 14 августа 2012 года №825).

Новыми Правилами сохранены основные положения применявшегося механизма предоставления госгарантий.
Новые Правила отличаются от прежних, в частности, тем, что:

в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу, возникающих в связи с исполнением госгарантии, могут выступать поручительство российского юридического лица, банковская гарантия российского банка, залог движимого или недвижимого имущества принципала или другого российского юридического лица;

госгарантия может быть предоставлена только в случае, если принципалы и бенефициары не являются иностранными юридическими лицами, а также если принципалы являются российскими юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности не превышает 50%.

Кроме того, определены дополнительные условия отзыва госгарантии. В частности, предусматривается возможность отзыва госгарантии в случае установления факта нецелевого использования обеспеченных ею заёмных средств.

Во избежание необоснованного увеличения внутреннего государственного долга установлены требования к срокам начала предоставления кредитором принципалу средств кредита и размещения принципалом выпуска облигаций, обеспеченных гарантиями.

Правилами утверждены порядок и условия предоставления в 2017 году госгарантий по кредитам или облигационным займам, срок возврата которых наступает после 1 января 2020 года. Бюджетные ассигнования на исполнение госгарантий будут предусматриваться в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующие годы.

- Банк России разработал проект положения «О требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков» взамен Положения Банка России от 31.05.2012 № 379-П «О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах».

В проекте Положения уточнены и дополнены нормы Положения Банка России № 379-П, в том числе:

определены понятие бесперебойности функционирования платежной системы (БФПС) и направления деятельности субъектов платежной системы по ее обеспечению;

определены мероприятия, проводимые субъектами платежной системы при обеспечении БФПС, в том числе по управлению рисками в платежной системе и управлению непрерывностью функционирования платежной системы;

установлены требования к методикам анализа рисков в платежной системе, включая требования к содержанию профилей рисков в платежной системе и к мероприятиям, которые должны проводиться в рамках реализации этих методик;

определен состав и порядок расчета показателей БФПС, введена обязанность оператора платежной системы по установлению пороговых уровней показателей БФПС, определены ограничения при установлении пороговых уровней показателей БФПС;

установлены критерии нарушений надлежащего оказания услуг платежной инфраструктуры, влияющих (не влияющих) на БФПС;

определен порядок координации и контроля деятельности субъектов платежной системы по обеспечению БФПС;

введены требования к минимальному перечню информации о функционировании платежной системы и сведений об инцидентах в платежной системе, которые должен собирать и анализировать оператор платежной системы.

- Банк России разработал проект инструкции «Об обязательных нормативах банков», который является новой редакцией Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Проект предусматривает механизм, позволяющих банкам учитывать величину кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов (далее – ПВР) для целей включения в нормативы достаточности капитала.

Проект уточняет критерии, которым должны удовлетворять кредитные требования к малым предприятиям в целях применения к ним пониженного коэффициента риска 75% при расчете обязательных нормативов. Данные критерии были выработаны Банком России по результатам обсуждения с представителями бизнес-объединений и институтов развития.

Документ также унифицирует подходы по применению повышенных коэффициентов риска, а также уточняет порядок расчета коэффициента рублевого фондирования и порядок расчета норматива Н12.

Проект предусматривает порядок учета кредитными организациями при расчете обязательных нормативов клиринговых сертификатов участия (КСУ), полученных при внесении активов в имущественный пул, формируемый клиринговой организацией - центральным контрагентом.

Проект устанавливает на период с даты вступления в силу указания и по 31.12.2018 года пониженный коэффициент риска 75% в отношении кредитных требований и требований по получению начисленных (накопленных) процентов к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополь.

Проект устанавливает порядок применения для целей расчета обязательных нормативов рейтинговых оценок, присвоенных рейтинговыми агентствами, в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

- Банк России разработал проект Положения «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих кредитной организации, страховой организации».

Проект направлен на реализацию предусмотренного статьей 184.4-1 и статьей 189.79 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» права Банка России на проведение проверок деятельности конкурсных управляющих кредитных организаций и страховых организаций в рамках осуществления контроля за проведением ликвидационных процедур в данных финансовых организациях.

- Банк России разработал проект Указания «О признании утратившим силу Положения Банка России от 5 февраля 2016 года № 533-П «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего и ликвидатора кредитной организации».

Учитывая, что проект Положения Банка России «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих кредитной организации, страховой организации» является новой редакцией Положения Банка России № 533-П, предусматривающей расширение предмета правового регулирования и устанавливающей единый порядок проведения Банком России проверок конкурсных управляющих кредитных и страховых организаций, Положение Банка России № 533-П подлежит отмене.

- Вышел «Вестник Банка России» № 45 .






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ