Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мобильный банкинг готов обрести второе дыхание
18.04.2018 Аналитика

Мобильный банкинг готов обрести второе дыхание

Главные риски на пути распространения мобильного банкинга — финансовая неграмотность и боязнь потери конфедициальных банковских данных, считают участники VIII Международной конференции MobiFinance-2018. В последнем случае может помочь система удаленной биометрии банковских клиентов, хотя ее внедрение столкнется с рядом сложностей


Аккурат перед конференцией Deloitte Digital опубликовало исследование, по которому Россия вошла в топ-5 лидеров цифрового банкинга в Европе из 38 стран региона. По данным компании это обусловлено прежде всего относительной молодостью российского банковского сектора, что позволяет легче внедрять новейшие технологии, так как развитие сектора синхронизировано с развитием технологий.

С этими данными корректируются данные прироста мобильного банкинга в Сбербанке, которые озвучил Директор по маркетингу розничного бизнеса Сбербанка Алексей Гиязов. По его словам на данный момент зарегистрировано больше 30 миллионов активных (т.е. пользующихся приложением чаще чем раз в месяц) пользователей мобильного приложения. Рост за 2017 год составил 62%.

Однако до сих пор нередки случаи, когда многие даже продвинутые пользователи заводят себе кнопочные телефоны специально для получения подтверждающих платежи смс, отметил илен совета директоров Банка «Юнистрим» Олег Скворцов. Поэтому страх пользователей перед возможной утерей данных до сих пор остается существенным фактором ограничивающим распространение мобильного банкинга.

Преодолеть эти сложности и помочь мобильному банкингу обрести второе дыхание должно внедрение Единой биометрической системы.

Подробностями ее будущего регулирования поделилась Начальник отдела методологии и стандартизации киберустойчивости и информационной безопасности финансовых организаций ГУБиЗИ Банка России Ольга Краева. По ее словам сейчас Центробанк заканчивает работу над двумя подзаконными актами.

Помочь мобильному банкингу обрести второе дыхание должно внедрение Единой биометрической системы

Первый разработан совместно с Ростелекомом (разработчик системы удаленной биометрии) и находится в стадии согласования с регулятором в сфере информационной безопасности — ФСБ России. В нем определен перечень угроз персональным данным и средства по их нейтрализации. А также сформулированы требования по классам средств криптографической защиты информации как для инфраструктуры банка, так и для клиентского устройства.

Второй акт — акт по надзору за порядком размещения и обновления сведений в единой биометрической системе. Такими полномочиями ЦБ наделил 482 закон. Сама г-жа Краева назвала этот акт рамочным, признав, что ЦБ прежде всего ориентируется в этой сфере на акты Правительства и регулирующего органа в лице Минкомсвязи. Но именно в нем будут закреплены правила плановых и внеплановых проверок ЦБ в этой сфере.

Руководитель направления проектного офиса «Цифровая идентичность», компании Ростелеком Светлана Озерецковская сравнила внедрение этой системы с самим фактом появления онлайн-банкинга. «Каждый человек из самых удаленных регионов страны теоретически получит доступ к услугам любого банка, включая получение кредитов, вне зависимости от его удаленности», - считает она. Среди прочего г-жа Озерецковская отметила, что новая система поможет повысить понимание эффективности рекламных кампаний банков.

Однако новая система не убьет классический банкинг, считает Олег Сковрцов.

«Ситуация на рынке просроченной задолженности нивелируется темпами прироста кредитных портфелей и не слишком видна, но сами банки ее видят и вряд ли будут слишком радужно относиться к потенциальному удаленному притоку клиентов. В конечном счете в большинстве случаев при выдаче кредитов будет требоваться личный визит в отделение», — заявил он. Также по его мнению никуда не денутся чисто кэптивные банки. «С другой стороны известны и банки, которые уже полностью отказались от офисных представительств и работают исключительно в цифре. Поэтому классический банкинг никуда не уйдет. Системы будут сосуществовать». — уверен О. Скворцов.

Александр Царьков из Россельхозбанка подтвердил, что их скоринговые системы (банк участвует в тестировании системы удаленной идентификации) проводят отличие между клиентами, которые зарегистрировались лично и зарегистрированными удаленно. Он отметил, что законом для последних предусматриваются ограничения по размеру кредитов, количеству и объемам счетов и депозитов. При этом он подчеркнул, что принятие соответствующих подзаконных актов затягивается.

Впрочем массовые блокировки (на момент 15-00 по Москве 17 апреля — 16 миллинов!) IP-адресов Роскомнадзором в его пока безуспешной борьбе с Telegramm уже создали помехи в работе онлайн-приложений целого ряда банков, включая по некоторым сообщениям даже Сбербанк-онлайн. Если эта ситуация продолжится, то переход к эпохе всеобщего цифрового счастья может быть отложен на длительное время.






Новости Новости Релизы