Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Fintech-партнерства, или 10 способов понравиться клиенту
24.03.2016 Мнение

Fintech-партнерства, или 10 способов понравиться клиенту

Банки предлагают, по сути, одни и те же услуги. Главным конкурентным фактором становятся технологии: выиграет тот, кто слышит пользователя и умеет быстро изменяться. Но банки в большинстве своем не привыкли к смелым экспериментам. Какие же выгоды может извлечь банк из партнерства с высокотехнологичными стартапами?


Время, когда новые технологии волновали только отдельных небожителей в IT-блоке банка, безвозвратно прошло. Сегодня каждый банкир — немного стартапер. В России появляются банковские онлайн-движки и бесфилиальные банки. Тинькофф Банк, Модульбанк, iBank, TouchBank, Рокетбанк и другие новаторы пришлись по душе клиентам, которым надоело сидеть в очередях и носить с собой кипы бумаг. При этом, хотя пока крупные банки смотрят на их эксперименты, как на детские игры, эпоха полного цифрового банкинга настанет и для них.

Однако большинство банков входит в новую эпоху с трудом. Да, у них есть клиентские базы, доступ к большому капиталу, они умеют работать в сильно регулируемой законодательством сфере. Но по тем же причинам внутренние инновации и быстрое тестирование новых гипотез даются им с трудом.

Можно, конечно, создавать исследовательские подразделения внутри компании. По этому пути пошел, например, Альфа-Банк. Альфа-Лаборатория делает очень много гибких экспериментов, и это себя оправдывает: новые Альфа-Мобайл и Alfa Sense практически «читают мысли» и радуют дизайном в стиле World of Tanks.

Но есть и более простой путь — сотрудничество с высокотехнологичными стартапами, или финтехами. Им нужен доступ к клиентской базе, которая есть у банков, а в обмен они готовы предложить свое умение создавать сервисы, которые вдохновляют пользователей и несут какую-то дополнительную ценность. В какую сторону смотреть и с чего начать? Попробуем составить некий рейтинг из десяти fintech-трендов, которые станут знаковыми в 2016 году.

1. Блокчейн

Блокчейн позволяет вести учет всех цифровых транзакций в распределенной системе компьютерных узлов. Для идентификации участника операции не нужно поднимать все персональные данные: пользователей в режиме онлайн идентифицирует «цифровой нотариус», что занимает пять минут. Это позволит проводить финансовые операции без централизованных посредников, с помощью какого-нибудь финансового Uber или Amazon. Блокчейн тестируется в США, Эстонии и Испании. В России к нему присматривается Банк России. Венчурные фонды и коммьюнити, такие как Future Fintech, начинают свои собственные эксперименты.

2. Облака и виртуализация

Провайдеры облачных сервисов строят общий софт, платформу или инфраструктуру и потом дают банку и его клиентам доступ к ним за определенную плату. Это значительно упрощает и удешевляет поддержку своей технологической базы. Она становится виртуальной и распределенной. Не нужно покупать собственные сети и серверы. Вдобавок, облака снимают нагрузку с IT-специалистов банка: все обновляется автоматически. Современные способы шифрования и защиты информации позволили банкам «потеплеть» по отношению к разработчикам SaaS, PaaS и Iaas и начать понемногу пересаживаться со своих железок на облака.

3. Дизайн-мышление

Лидеры рынка выигрывают, потому что строят продукты, заточенные под конкретного пользователя. Это крайняя степень ориентированности на клиента. Методика дизайн-мышления состоит из последовательного чередования сопереживания, анализа, дизайна, тестирования и доработок. Она позволяет вжиться в ситуацию своих пользователей, понять их наболевшие проблемы и решить их, не навязывая им свою точку зрения. Так создаются продукты, которые реально нужны и вызывают восхищение.

4. Agile

«Гибкие» технологии разработки, которые часто объединяют под общим термином agile, позволяют быстро строить и тестировать новые возможности интернет- и мобильных банков. Это прекрасно сочетается с дизайн-мышлением. Спрашиваем клиента о наболевших проблемах и делаем минимальную модель продукта. Затем проверяем уровень восторга пользователя. Если счастье его безгранично, раздаем обновление всем клиентам его профиля. Если столкнулись с равнодушием или разочарованием, без стеснения выкидываем продукт «в мусорное ведро», поскольку лепили мы его быстро и дешево. Agile идеален в условиях, когда у клиента нет четких требований к продукту — он о них в лучшем случае догадывается. «Гибкие» методики уже вовсю используют, например, Сбербанк и Альфа-Банк.

5. Большие массивы данных

Банки, финтехи, телекомы накопили огромное количество данных о своих клиентах — от сценариев платежей и кредитования до истории телефонных звонков. Применив грамотную аналитику, можно использовать эти данные для проверки клиента на благонадежность, как это делают, например, Контур.Фокус, SPARK или Картотека. Можно построить инструмент анализа кредитной истории клиента, что сейчас успешно удается Banki.ru. Такие гиганты, как Сбербанк, Yandex, Mail.ru, МТС и Ростелеком уже инвестируют в проекты с использованием Big Data. Однако потенциал их еще не раскрыт.

6. Машинное обучение

Обучение машин — математическая дисциплина на стыке статистики, теории вероятности и комплексного анализа. Машинное обучение очеловечивает компьютеры, и они начинают самостоятельно выявлять закономерности в данных. Это открывает новые горизонты для банков. Искусственный интеллект может анализировать сырые данные по каждому клиенту и определять сценарии таргетированных предложений и кросс-продаж продуктов, а возможно, даже отвечать на самые типичные вопросы в качестве первой линии поддержки.

7. Омниканальность

Не путаем с мультиканальностью, когда банк продает свои продукты сразу через несколько каналов: онлайн, офлайн, колл-центр, мобильный банк. Каналы диверсифицировать нужно, это грамотный маркетинг. Омниканальность — следующий шаг: все каналы бесшовно связаны, и пользователь не замечает переходов, а значит, не отвлекается от главного — процесса покупки.

8. Краудсорсинг и геймификация

В идеале клиент не должен покидать пространство своего интернет- или мобильного банка, а для этого нужно увеличить плотность общения с ним, как это делают соцсети. Чтобы превратить мобильный банк в финансовый Facebook, можно, например, вовлекать пользователей в совместное создание контента через голосование, решение общих проблем, обмен сообщениями или игры.

9. Интеграции через API и открытый код

Финтехи даже придумали новый термин — «экономика API». API — это готовый универсальный интерфейс разработки приложений. С его помощью программисты могут безболезненно интегрировать другие приложения в цифровые платформы, и наоборот. Думаю, на смену классическим инструментам дистанционного банкинга придут многослойные структуры API, которые позволят быстро добавлять и убирать новые сервисы, как кубики в детских конструкторах. Что касается открытого кода, то это уже высший пилотаж. Он подразумевает, что один программист может написать исходный код и выложить в открытый доступ, а другой прочитает его, модифицирует и на его основе построит свой собственный продукт. Неограниченное творчество и бесконечная синергия талантов.

10. Токенизация

Токены позволяют надежно шифровать данные электронных платежей, но для каждой индивидуальной транзакции. Клиенту присваивается «виртуальный токен», одноразовая комбинация цифр, которая уже содержит в себе необходимые данные о счете или карте. Их не нужно снова вводить, а значит, сложнее украсть. Токены бесценны, поскольку позволяют избежать сложносочиненных проверок, которые так любят банковские службы информационной безопасности.

СКБ Контур разрабатывает сервисы для банков, которые помогают привлекать и удерживать клиентов и увеличивать выручку. Узнать больше и заказать консультацию специалиста.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ