Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Финансовый абсолют» в Артеке
04.08.2017 Аналитика

«Финансовый абсолют» в Артеке

Поколение Z растет в период стремительного развития цифровых технологий, которые затрагивают все сферы жизни, включая финансовую. Игры для детей и подростков сегодня не только призваны развлекать, но и могут служить наиболее подходящим инструментом для повышения финансовой грамотности. В России есть яркие примеры использования геймификации в образовательном процессе


В начале лета 2017 года QIWI провела в международном детском центре «Артек» первую игру живого действия «Финансовый абсолют», в которой задействованы финансовые технологии и моделирование финансового поведения внутри семьи. Механика игры включала онлайн-взаимодействие в специальном интерфейсе, воссоздающем личный кабинет в платежном сервисе, маркетплейс и т.п., а также офлайн-активности. В игре приняли участие 265 детей из лагеря «Янтарный».

Командная стратегическая игра на тему планирования семейного бюджета «Финансовый абсолют» была создана специально для проведения в Артеке. Она нацелена на обучение детей финансовой грамотности, привитие им разумного и ответственного финансового поведения. В разработке игры «Финансовый абсолют» по заданию QIWI приняли участие краудсорс-платформа EduNet и IT-компания «СимбирСофт».

 

Ребятам, приехавшим в «Янтарный» со всех уголков России, предстояло прожить семь месяцев обычной семьи, провести ее по сложным финансовым лабиринтам и сделать счастливой. Одним их условий в игре было использование электронных денег. Для этого все участники в возрасте 11+ получили банковские карты с оригинальным дизайном для покупок и входа в игру. Интерфейс игры был доступен на сайте с любых устройств — с телефонов, планшетов, стационарных компьютеров — в нем можно было пополнять семейный бюджет, делать личные и семейные покупки в каталоге товаров, выносить товары на голосование, оплачивать налоги и счета и при этом следить за уровнем семейного счастья — главной цели в игре.

45 «семей», образованных из подростков в возрасте 11–17 лет, жили насыщенной финансовой жизнью — выбрали себе темперамент из 10 возможных, планировали и совершали покупки, учитывая его, уходили в минус, забывали оплатить ЖКХ, купить еду и одежду на всю семью, брали сомнительные кредиты, сдавали в аренду свою недвижимость, получали дополнительный заработок, решая задачи по финансовой грамотности и устраиваясь на работу в «Центральный банк Артека», спорили, иногда конфликтовали — все, как в реальной жизни. Во время образовательной программы «Финансовая грамотность с QIWI» ребята получали теоретические и практические знания, которые помогали им принимать взвешенные финансовые решения в игре и будут полезны в реальной жизни.

Для того чтобы сделать игру еще более интересной и реалистичной, бизнес-вожатые QIWI погружали ребят в сложные и часто возникающие ситуации. Например, ввели в игру признаки финансового мошенничества, для которого дети — самая уязвимая аудитория. Самое часто встречающееся из них — участие в сомнительных конкурсах с платой за участие и выдачу призов. Некоторые ребята забывали полезные советы предыдущего дня и попадались на удочку рекламного агентства.

Особый акцент был сделан на защите электронных денег и кошельков. Почему не стоит делать селфи с банковской картой, называть пароль подружке из отряда, передавать свою карту, пусть тебя об этом даже просит сам бизнес-вожатый QIWI, и что делать, когда карта утрачена, теперь знают все игроки в «Финансовый абсолют».

 

 

В игре были можно было брать кредиты, и самые рискованные игроки даже попробовали ими воспользоваться, но это сделало «семьи» несчастными и расстроило самых впечатлительных их членов.

Первый опыт проведения игры «Финансовый абсолют» подтверждает, что геймификация, или игровые практики, показывает лучшие результаты реализации программ по финансовой грамотности, рассчитанные на детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. Геймификация, которую мы применили в «Финансовом абсолюте», дала 100%-ную вовлеченность детей. В свою очередь, дети на практике узнали, что такое обязательные платежи, электронные деньги, использовали банковские карты при совершении покупок, тренировались в принятии важных финансовых решений, демонстрируя ответственное финансовое поведение с учетом интересов других членов «семьи». Столкнувшись в игре с различными видами финансового мошенничества, они смогли противостоять им. Участие в игре «Финансовый абсолют» помогло детям приобрести опыт, с помощью которого закладываются важные основы и навыки финансового поведения, а без них невозможно представить жизнь современного человека.

На основе полученной обратной связи от участников и пожеланий педагогов лагеря мы будем наполнять игру новым функционалом в соответствии с развитием финансовых технологий и сервисов, доступных массовому потребителю.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Юрий Ээльмаа, заместитель директора Международного детского центра «Артек» по образовательным программам

Уже более двух лет в «Артеке» функционирует институт тематического партнерства. Мы рассматриваем организации-партнеры в качестве сореализаторов наших образовательных программ. Компания QIWI не просто предложила нам свою интересную программу по финансовой грамотности, но, что очень важно, качественно ее адаптировала под условия «Артека». Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы она проходила в одном из лагерей «Артека» в течение всего года. Кроме того, в ближайших планах взаимодействия «Артека» и QIWI — создание внутренней платежной системы на основе пластиковых карт КИВИ Банка. Каждому ребенку, попавшему в «Артек», будет выдаваться такая карточка. На нее будет зачислено некоторое количество артековской «валюты» — «абсолютов», которые в течение смены будут начисляться вместе с достижениями ребенка в лагере (или тратиться — в зависимости от происходящего). Валюта эта условная, в наличные деньги никак и никогда не конвертируемая, тем не менее обладающая полноценными характеристиками настоящих платежных средств. На «абсолюты» ребенок сможет купить в лагере то, что невозможно купить за деньги обычные, например мячи с символикой «Артека» или сертификат одного из партнеров «Артека» на образовательный курс. Такие «товары», как мы думаем, будут предоставляться другими партнерами «Артека», которых сейчас уже около 70.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья Каштанкин, генеральный директор «СимбирСофт»

Образовательная игра по обучению финансовой грамоте «Финансовый Абсолют» для компании QIWI была создана в рекордно сжатые сроки. Всего за месяц мы выпустили пользовательскую мобильную версию сайта для игроков и административную часть для организаторов.

Нам удалось решить сложные задачи по реализации игровых ходов пользователей. Это длительная операция просчета возможных действий игроков (processing) с периодическим включением или отключением некоторых опций. Важным шагом стало проведение интеграции с картридером для считывания информации с пластиковых карт. Создан адаптивный и кроссплатформенный интерфейс для различных браузеров и экранов.

В проекте было задействовано 16 специалистов «СимбирСофт»: бизнес-вожатые QIWI в лагересотрудники бэк-офиса QIWI в Москве, потоки направлений Java, JavaScript, QA, аналитика и DevOps. Для создания back-end игры использовались Java 8, PostgreSQL 9, SpringBoot, SpringSecurity, Swagger, RESTAssured, HibernateORM. Со стороны front-end — React.JS, Ant.Design (UI-компоненты для админки), Webpack, Less/Sass. Приложение было развернуто с использованием Docker. Для сборки и деплоймента приложения использовался GitLab CI.

 

СПРАВКА
Образовательная программа реализуется компанией QIWI с 1 июня 2014 года. Программа FINTEEN включает в себя два глобальных направления — финансовую грамотность и профориентацию. Они разделяются на самостоятельные образовательные продукты в рамках корпоративно-социальной ответственности (КСО) Группы компаний QIWI: FINTEEN SUM — тематические смены в детских лагерях; FINTEEN PRO — профориентация для старшеклассников; FINTEEN SAT — программа для детей сотрудников компании; FINTEEN NUB — стажировки для старшеклассников; FINTEEN FIN — финансовая грамотность для школьников; FINTEEN EVE — совместные мероприятия с партнерами; FINTEEN EDU — мастер-классы для преподавателей. Партнерство QIWI и «Артека» началось в феврале 2017 года. В рамках сотрудничества QIWI два года будет проводить в детском лагере занятия по финансовой грамотности и образовательные игры.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ