Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • API-эхо «поправки Дурбина»
26.04.2018 Аналитика

API-эхо «поправки Дурбина»

Open Banking, Open API и другие технологии открытого распределенного банкинга обещают радикально изменить мир. Так ли это?


Деловое издание «Банковское обозрение» организовало и провело в Москве 25 апреля 2018 года практическую конференцию «Open API в финансовом секторе: регулирование, технологии, бизнес-модели, экосистемы». Модератором выступил Данил Поминов, финтех-эксперт. Партнером мероприятия стала компания RnDSoft. Конференция собрала более 60 экспертов.

 

Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Ветер перемен в банковском секторе, дующий со стороны Евросоюза (ЕС), туманного Альбиона и наших западных партнеров на североамериканском континенте, заставляет отечественных финансистов немного нервничать. Изменения в ЕС, естественно, влияют на нас сильнее, поэтому с первых практических результатов применения платежной директивы PSD2 и регламента по защите данных GDPR началась дискуссия, посвященная перспективам развития Open API у нас в стране.

О причинах нервозности

Неудивительно, что Виктор Достов, председатель Ассоциации «Электронные деньги», в числе первых выступил с докладом «Трансформация банковской индустрии под влиянием PSD2 и других европейских директив». В нем он отошел от общепринятой в последнее время «маркетинговой» увязки изменений в регулировании банкинга, связанной главным образом с желанием привнести на финансовый рынок элементы конкуренции и повышения качества услуг.

 

Виктор Достов, Ассоциация «Электронные деньги». Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Виктор Достов, Ассоциация «Электронные деньги». Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Эксперт предложил посмотреть на корень проблем современного мирового банкинга с другой точки зрения: банки остались практически единственными в мире вертикально интегрированными холдингами, то есть финансовыми монстрами, которые контролируют всю цепочку услуг: от ведения счета до разработки интерфейса. Это приводит к отторжению инноваций, что хорошо видно на примере ряда отечественных монополистов из разных сфер экономики. Поэтому к началу процесса реформирования ситуация в целом складывалась такая: «нельзя было открыть счет в одном банке, а пользоваться приложением другого».

Американский опыт 2010 года, называемый «поправкой Дурбина», ограничивающей interchange, негативно повлиял на сектор дебетовых карт в США. Доля банков, предлагающих бесплатное обслуживание счета, сократилась почти в два раза. Аналогично одно из предложений Европейской комиссии ввести в Европе жесткие лимиты на тарифы, взимаемые банками за совершение их клиентами безналичных расчетов с использованием платежных карт, может ограничить рост значительной части карточного рынка.

Монстры не желали ни меняться, ни уменьшать прибыли. Поэтому высшее политическое руководство ЕС в свое время пошло на радикальную меру: принудить банкиров изменить свою иерархическую структуру и сделать ее более плоской, восприимчивой к изменениям. Для этого они обязаны, согласно платежной директиве PSD2, открыть свои API для третьих сторон. Этими третьими сторонами не замедлили стать представители FinTech, которые развязали «войну» интерфейсов. В довесок к этим «пряникам« европейские регуляторы «отгрузили» новый регламент по защите персональных данных GDPR, который открыл дорогу отмене «банковского рабства», по примеру переноса телефонных номеров у сотовых операторов, что моментально перевело банкиров из элиты в «коммодити».

Столь пространное вступление понадобилось Виктору Достову, чтобы показать роль «кнута и пряника» в современном регулировании банкинга, причины реального развития конкуренции и появления инноваций, а также роль Open API во всем этом процессе как в ЕС, так и в США с Великобританией.

Между небом и землей

Что же в России? По мнению собравшихся, мы сейчас находимся между «небом и землей». Регулятор в лице Ассоциации «ФинТех» проводит определенную работу, содержание которой известно пока лишь узкому кругу участников этого закрытого клуба банкиров. Поэтому в отсутствие конкретики финансисты на свой страх и риск, пытаясь не отстать от западных коллег, ищут бизнес-модели, работоспособные в отечественных условиях.

О своих практических достижениях на этом поприще первыми рассказали представители Сбербанка, ВТБ и Национального расчетного депозитария (НРД).

Сергей Паршиков, директор проектов дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка, поделился опытом использования API в новом приложении «Сбербанк Бизнес Онлайн». По словам Паршикова, в обслуживании корпоративных клиентов чего-то нового не происходило лет десять. Чтобы изменить ситуацию и наполнить сегмент инновациями, были использованы опыт ДБО для физлиц, а также наработки гигантов интернет-индустрии. Инновации коснулись небанковских сервисов, а именно их внешней и внутренней витрины. В итоге произошла интеграция с 19 небанковскими сервисами с использованием FinTech API, которое включает в себя три основных метода: Single Sign-On, информацию по счетам и операциям, а также выставление и оплату счетов. Более подробная информация для разработчиков выложена на сайте Сбербанка.

 

Сергей Паршиков, Сбербанк. Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Сергей Паршиков, Сбербанк. Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Сергей Лукашкин, директор по управлению проектами цифровой трансформации ВТБ, был менее оптимистичен и рассказал о трудном выборе моделей использования Open API в своем Банке. Изучен международный опыт, проведены пилотные проекты, но первых результатов представитель ВТБ призвал профессиональное сообщество ждать не ранее чем через год. Однако в любом случае понятно, что коммерческое будущее — за сложными сервисами, которые требуют более двух участников.

У НРД достижения локализованы на «переиспользовании» существующей IT-инфраструктуры электронного документооборота (ЭДО). Это, по мнению Александра Нама, управляющего директора по технологическим сервисам НРД, происходит уже почти 20 лет. Из последних проектов были названы обеспечение сделок РЕПО с Банком России, запуск web-кабинета и APIs, а также создание платформы «Транзит 2.0». Но самое интересное было продемонстрировано на слайде с дорожной картой развития: в 2018 году фокус сделан на технологиях (создание надежного и безопасного транспорта), в 2019-м он сместится на участников с построением к 2020 году полноценной экосистемы на базе так называемого мультинетворкинга, который обеспечит поддержку различных сетей, роутинга и создание универсального шлюза.

Бизнес-моделей больше одной

Максим Авдеев, генеральный директор компании «Киви-Платформа», дочерней структуры Qiwi, перевел разговор в другую, не менее интересную плоскость: способов монетизации API-сервисов гораздо больше одного. Если предыдущие докладчики говорили о заработке на комиссиях от предоставления сервисов, то в Qiwi пошли другим путем: комиссию будут брать за «предоставление банковской лицензии» Киви-Банка.

 

Максим Авдеев, «Киви-Платформа». Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Максим Авдеев, «Киви-Платформа». Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

В своем докладе «Платформенный подход в финансовой индустрии, открытые API, бизнес-модели, мировые практики, опыт QIWI», Максим Авдеев подробно рассказал, как построить FinTech-хаб, какую экспертизу могут получить молодые команды от «гуру» QIWI, как можно с помощью платформы выйти на мировые рынки и чего это им будет стоить. Говорить о том, что присутствовавшие в зале стартапы слушали гендиректора компании «Киви-Платформа» открыв рот, не стоит. Любопытно было и то, как реагировали на его слова банкиры — коллеги по Ассоциации «ФинТех». Рассматриваемую бизнес-модель из них еще никто и не пробовал внедрять. Поэтому было много вопросов об отличии подхода Qiwi от подходов CitiBank или набирающего скорость Райффайзенбанка.

Алексей Петров, директор по продукту GPB Digital APIBank, выступил с докладом о бизнес-кейсе в России. Он напомнил, что ветер изменений достиг и Газпрома вместе с его дочками. GPB Digital — корпоративный венчурный фонд Группы Газпромбанка. Он открывает стартапам, готовым менять индустрию, возможности корпорации. Концепция APIBank — автоматизация процессов и формирование продуктов для партнеров. Сам Банк основан на ядре клиентской базы сервиса «Эльба», части «Контура». Физически банковский счет будет открыт в Кредит Урал Банке. Такая структура, а также особенности менеджмента помогают снизить издержки за счет оптимизации расходов на привлечение и удержание клиентов, затрат на комплаенс и т.д. Чаще всего этот Банк в ходе обсуждения сравнивали с Тинькофф Банком, но пикантность ситуации состоит в том, что за всем этим высится махина Газпромбанка с обновленной командой топ-менеджеров.

Вариантов будущего много!

О том, насколько готовы вендоры к эпохе API, рассказал директор по развитию компании RnDSoft Виталий Муттер. Речь в его выступлении шла о решении OpenAPI hub «Агредатор», ядре диджитализации финансовых компаний. RnDSoft помогает соединять цифровые платформы поставщиков и потребителей данных, уменьшает time-to-market продуктов и сервисов, а также трансформирует CAPEX в OPEX.

Решение OpenAPI hub обеспечивает интеграцию сторонних цифровых платформ путем использования интеграционных решений — адаптеров. Оно построено на мультисервисной архитектуре и представляет собой, по сути, маркетплейс интеграционных решений.

 

Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Фото: Альберт Тахавиев / Finversia.ru

Что же в итоге? Нужно ли нам много банков в мире стандартных банковских счетов? Двигаемся ли мы в сторону монополии одного банка (или «небанка»)? На эти вопросы участники попытались ответить в ходе панельной дискуссии, завершившей конференцию. Один из самых ярких выводов, без сомнения, принадлежит Марии Субботиной, управляющему директору банка «Открытие». По ее словам, выживут те банки (явно больше одного), которые по максимуму смогут использовать свое фундаментальное преимущество как банка — умение управлять рисками. Возможно, эволюционный путь классического банка закончится трансформацией его в некий аналог хедж-фонда. Возможно, появятся национальные центры компетенции, например, по комплаенсу. Возможно, усилится роль Почты России как универсального интерфейса взаимодействия с населением. Вариантов будущего много! Главное для банкиров — не остаться «продуктом промежуточной эпохи».

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

Андрей Григоров, R-Style Softlab Андрей Григоров, ведущий архитектор департамента систем электронного банковского обслуживания, R-Style Softlab, отвечает на вопрос: «Что, на ваш взгляд, сейчас более актуально для пользователей Open API: техническая реализация или способы монетизации?»

Интеграция информационных систем — сложный процесс, который включает в себя этапы согласования форматов взаимодействия, выбора средств защиты информации, разработки и тестирования. Использование неэффективных решений на всех этих этапах ведет к тому, что процесс может сильно затянуться. Поэтому выбор правильных технологий является залогом быстрого и своевременного вывода новых продуктов на рынок. Соответственно FinTech-компании заинтересованы в том, чтобы существовал общий подход в описании открытых банковских API, построенных на широко распространенных технических стандартах и решениях. С оптимизмом смотреть в будущее позволяет то, что созданная ЦБ Ассоциация «ФинТех» уже начала исследование зарубежного опыта законодательного регулирования и технологической платформы открытого API, что должно лечь в основу разработки национальных стандартов, регламентов и протоколов.








Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ