Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Трансформируйся или умри
19.05.2017 Аналитика

Трансформируйся или умри

Два первых дня работы XIV Банковского Саммита по инновациям и развитию, организованного компанией ЦФТ на Кипре, были посвящены рассмотрению трендов, движущих банковскими IT. Наконец, пришло время технологий и кейсов


Подход должен быть комплексным

В начале третьего дня работы Саммита исполнительный директор «Национальной платежной ассоциации» Мария Михайлова огласила приветственное письмо из Росфинмониторинга за подписью статс-секретаря, заместителя директора этой Службы Павла Ливадного.

В полученном документе, в частности, отмечается, что «переходя в цифровой формат взаимодействия, занимаясь дизайном технологических решений по дистанционному предоставлению финансовых и платежных услуг, исключительно важно предварительно проводить тщательный анализ потенциальных рисков, которые несут новые продукты и возможности. Необходимо моделировать не только преимущества для будущих потребителей услуг, но и профили рисков, прежде всего с точки зрения ПОД/ФТ. Такой комплексный подход к развитию цифровых технологий, ориентированный на упреждение, обеспечит достижение в дальнейшем высокого уровня эффективности и безопасности».

С одной стороны, забота регулятора о своих подопечных льстит, а с другой — напоминает о том, что автоматизация — это хорошо, но ответственности перед ЦБ и другими структурами никто не отменял.

Поэтому прерванная для данного приветствия практическая дискуссия «Новый этап развития IT в финансовой сфере: роль, задачи, инструменты» возобновилась и приобрела новый оттенок. Пытавшийся было шутить один из модераторов Антон Арнаутов (генеральный директор «ФинтехЛаб») уже не смог пробить суровость, находившихся на сцене банкиров. Но зато его сомодератору Андрею Висящеву (председателю правления ГК ЦФТ) уже ничего не мешало подвести коллег к действительно «хардкорным» IT-темам и услышать их мнение по множеству вопросов, живо интересовавших разработчиков решений ЦФТ.

В числе основных обсуждавшихся вопросов были различие между монолитными АБС и платформами, проблематика аутсорсинга и цифровой трансформации, как и где можно использовать облачные вычисления в банках, real-time аналитика. Дополнительно был поднят вопрос о том, что информационная безопасность должна помогать бизнес-процессам, а не зажимать их, а также масса других сугубо практических проблем, влияющих на банковский бизнес, процессинг, платежные системы и программы лояльности.

 

 

В числе участников панельной дискуссии были: Ярослав Медокс (независимый эксперт), Илья Кучугин (директор департамента развития банковских технологий БинБанка), Владимир Милош (руководитель дирекции платежных систем банка «Санкт-Петербург»), Андрей Надточий (технический директор платежной системы «Золотая Корона»), Вячеслав Касимов (исполнительный директор по информационной безопасности банка «Открытие»), Алексей Леонов (руководитель дирекции информационной безопасности ГК ЦФТ), Аркадий Затуловский (IT-директор «Нордеа Банка»), Денис Сотин (IT-директор Росбанка), Алексей Нестеров (руководитель департамента IT Газпромбанка).

Дискуссия получилась крайне содержательной и многовекторной по характеру мнений. Очевидным стало то, что для части банкиров первичны потребности бизнес-модели банка по отношению к проблематике автоматизации, поэтому «тонкая настройка IT» здесь отдана в руки бизнес-подразделений. Этот факт несколько меняет классический формат взаимоотношений бизнеса и IT. Выстраивание целевой информационной архитектуры организации при этом, естественно, остается за IT. Почему формат меняется? Чаще всего из-за унаследованных «монолитных» АБС и других систем: скорость изменений сейчас такова, что даже внедренные несколько лет назад системы устаревают и морально, и физически еще до окончания срока их окупаемости.

Процесс полной замены АБС и миграция данных из старых хранилищ могут пробить дыру в балансе банков. Поэтому создаются надстройки над АБС, которые выполняют тот функционал, который нужен тому или иному бизнес-подразделению. Этот вариант существенно снижает риски, но вовсе не отрицает поэтапного перехода на современные решения. Часть банкиров готова при этом использовать и уже использует аутсорсинг АБС, в том числе предоставляемый ГК ЦФТ. Но здесь возникает ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью. О путях решения некоторых из них подробно рассказали Алексей Леонов и Вячеслав Касимов. Понятно, что они не могли обойти вниманием тему Agile, Scrum, Kanban и других современных гибких методологий разработки ПО.

Но, что оказалось общим для всех, так это актуальные техники борьбы с фродом, обеспечения AML и комплайенс. В этих вопросах, как и в области аутсорсинга части процессов информационной безопасности, банки готовы сотрудничать и друг с другом, и со специализированными аутсорсинговыми компаниями — суммарный уровень компетенции в таком случае всегда выше, чем у каждого в отдельности. По итогам дискуссии необходимость перемен оказалась очевидна всем: «Трансформируйся или умри!»

Эквайринг «под ключ» и где у процессора микрокод

Андрею Фомичеву, модератору второй сессии «BEST PRACTICE, развитие бизнеса с использованием новых технологий», на правах организатора Саммита, очевидно, было необходимо погрузиться в мир IT еще глубже, вплоть до процессов контроля микрокода в новых процессорах Intel. А куда деваться? В таком сложном и ответственном бизнесе, как построение платформ для банкинга, мелочей не бывает. Поэтому последовательно на сцену для докладов выходили перечисленные ниже эксперты.

 

Андрей Фомичев, ЦФТ

 

Максим Шапошников (технический директор, Восточная Европа и СНГ, компания Nutanix) представил доклад «Nutanix, Intel и CFT: частное облако для ключевых банковских приложений». Представитель генерального партнера Саммита рассказал о новой реальности в моделях потребления IT: публичное облако против частного облака. А поддерживающая его платформа Nutanix Enterprise Cloud показывает высокую производительность и отказоустойчивость в сфере банкинга, используя программно-определяемые средства вычислений, сетевых коммуникаций и хранения данных в полностью готовом к эксплуатации программно-аппаратном комплексе.

 

Кришна Каттумадам (Krishna Kattumadam), Nutanix

 

Кришна Каттумадам (Krishna Kattumadam)  — старший директор Nutanix — выступил с докладом «Развертывание ЦФТ на базе облачной платформы Nutanix с применением аппаратных решений Intel и Mellanox — Технический обзор». Американский гость затронул самую больную точку отечественных банкиров: стремительно растущие требования акционеров банков к результативности бизнеса, бьющие рикошетом по IT. Постоянные модернизации приводят к усложнению инфраструктуры, а бюджеты не растут (в лучшем случае). Требуется изменение парадигмы построения IT-ландшафта. Как вариант — применение сочетания структурных элементов (уже протестированных «ЦФТ-банка», Nutanix, Intel и Mellanox).

Андрей Гороховский (начальник управления Банка ВТБ24) в докладе «Бизнес-кейс от ВТБ24» рассказал об успешном внедрении промышленной централизованной АБС для обслуживания юридических лиц на платформе ЦФТ, для чего пришлось осуществить интеграцию с 15 системами в IT-ландшафте Банка. Срок реализации проекта составил 32 месяца: с июля 2014 года по март 2017-го. В новую систему перенесено около 1 млн счетов и 1,2 млн договоров более чем 450 тыс. клиентов.

Сергей Мелехов (менеджер по развитию бизнеса вычислительных систем Oracle Восточная Европа, СНГ, Турция и Центральная Азия) в докладе «Платформа Oracle для банковских приложений: новые технологии и опыт проектов» вернул тему дискуссии в русло того, что облачные технологии определяют магистральное направление и принципы развития и разработок. Стандартный подход действительно устарел. В первую очередь — из-за огромного количества различных элементов IT-инфраструктуры, заставить которые работать вместе — главная задача IT-команды. Но главная ли? А как быть с надежностью, отказоустойчивостью и дальнейшим развитием? Oracle предлагает современный подход — использование инженерных систем, изначально разработанных для слаженной работы всех компонентов от единого разработчика, начиная с процессора и вплоть до приложения.

Светлана Савинова (операционный директор Банка «Открытие») рассказала об особенностях проекта интеграции IT-ландшафта крупнейшего в России частного банка, который был выполнен всего за четыре месяца. Кроме того, было убедительно показано, что «интеграция — элемент системы повышения операционной эффективности банка».

Николай Марин (исполнительный архитектор корпорации IBM) в докладе «Практика IBM в цифровой трансформации банка» предложил вниманию аудитории концепцию «Новая парадигма SoX»: Systems of engagement (SoE), Systems of insights (SoI) и Systems of record (SoR). SoE — системы, ориентированные на работу с конечными пользователями — осуществляют взаимодействие банка с клиентами. Основной фокус — максимальный комфорт и удобства для потребителя. SoI — системы, ориентированные на всесторонний анализ данных, получаемых путем интеграции систем SoE и SoR. В перспективе возможна интеграция с новым источниками данных, например IoT. Наконец, SoR — системы ориентированные на управление данными — осуществляют поддержку работы бизнеса. Обычно представляют собой готовые программные решения.

Владимир Назаров (корпорация Hewlett Packard Enterprise) выступил c докладом «Зачем нужна миграция с UNIX на Linux? Выводы на основе опыта». Преамбулой выступления стало то, что Unix-решения не вписываются в современную стандартизованную экосистему: разные конкурирующие между собой производители, необходимость поддерживать несколько разновидностей Unix сложнее и дороже для разработчиков ПО, а системы x86 предлагаются множеством производителей. В итоге Linux все больше позиционируется как коммерческая платформа. Это универсальная и гибкая ОС, являющаяся альтернативой Unix на системах x86. Понятно, что без инноваций со стороны производителя процессоров, Intel, этот прогресс был бы невозможен, впрочем, как и без остальных участников этой экосистемы.

Максим Лелюк (заместитель генерального директора компании «Д2-Страхование») представил доклад «Аутсорсинговая платформа для страховой компании». В его выступлении речь шла о переводе бизнес-процессов страховой компании в облачную систему «ЦФТ — СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ». Проект перехода, с одной стороны, оказался простым (у «Д2» достаточно унифицированные процессы в силу специфики В2В-бизнеса), а с другой стороны — сложным, поскольку команда «Д2» стала первопроходцем на страховым рынке в части перехода на аутсорсинг ЦФТ.

Павел Ермошкин (старший консультант по продукту корпорации Hitachi) в докладе «История цифровой трансформации Hitachi» рассказал о практическом опыте цифровой трансформации в самой Hitachi. В том он числе остановился на некоторых ключевых наработках корпорации в этой сфере, а также на реализованных проектах в PayPal и других финансовых структурах. Успешная цифровая трансформация, по словам эксперта, зависит от стратегического вИдения данных как актива и умения интегрировать данные из разных источников в единый массив для дальнейшего анализа и практического использования.

Ольга Кабалык (руководитель проекта Банка «Восточный») представила исчерпывающее и интереснейшее описание опыта миграции сервисов Банка «Восточный» на платформы ЦФТ сразу по шести направлениям, «CFT SST. Улучшение UX», «CFT SST. Повышение скорости», «CFT SST. Борьба со сбоями», «P2P-решение на платформе CFT SST Faktura.ru», «Faktura.ru. ПЦ Лояльность» и «Faktura.ru. Улучшение UX».

Евгений Савельев (ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами компании Ingenico в России и СНГ) представил доклад «Построение эквайринговой инфраструктуры в РФИ-Банке». Перед РФИ-Банком была поставлена задача быстро и эффективно осуществить миграцию с процессинга Банка Москвы на процессинг «КартСтандарт». Ingenico Russia реализовала проект по принципу «Эквайринг под ключ».

Роман Синенко (директор по маркетингу программы «Спасибо от Сбербанка») в докладе «Бизнес-кейс от «Центра Программ Лояльности» озвучил результаты системы RTDM по итогам пилотных активностей. Были рассмотрены интереснейшие и поучительные примеры тестирования различных механик лояльности в кейсе с участием Wi-Fi-точек в одном из крупных торговых центров Москвы, а также в кейсе с участием партнера «Пятерочка» в Казани.

«Воспитать» или «вырастить» — вот в чем вопрос

Финальным деловым мероприятием Саммита стала дискуссионная сессия: «Что определяет лояльность банку в цифровую эпоху?» Организаторы предложили обсудить, что думают сегодня клиенты о банках? Какие факторы влияют на лояльность бренду? Какая доля взаимодействия клиента с банком уйдет в онлайн к 2025 году? Каковы ключевые вызовы/проблемы построения отношений в цифровых каналах сегодня? Управление жизненным циклом клиента, адаптация сервиса под меняющиеся нужды клиента. Возможно ли «воспитание» или «выращивание» клиента? Кастомизация сервиса: как цифровая среда и большие данные позволяют лучше понимать клиентов?

 

Екатерина Шумская ЦФТ и Юрий Грибанов Frank Research Group

 

Модераторы — Екатерина Шумская (руководитель управления программ лояльности ЦФТ) и Юрий Грибанов (генеральный директор Frank Research Group) — задавали острые и непростые вопросы Роману Синенко (директору по маркетингу программы лояльности «Спасибо от Сбербанка»), Лидии Кашириной (директору по развитию розничных продуктов Росбанка), Алексею Казакову (директору департамента цифрового бизнеса банка «Восточный») и Владимиру Михайлову (заместителю директора по развитию Faktura.ru), участникам панельной сессии. Было также немало вопросов и от делегатов, находившихся в зале.

Краткое резюме дискуссии: бытует мнение, что внедрение программы лояльности в банке — это всегда долго и дорого. Практика последних проектов ЦФТ говорит об обратном. Отдельные механики программы лояльности можно запускать достаточно быстро, в среднем такого рода проекты занимают три — четыре месяца, но есть кейсы и более быстрого внедрения — в пределах двух месяцев. Да, есть кейсы от Сбербанка, в которых только в пилотных проектах участвует больше людей, чем количество клиентов в некоторых банках. Но от этого не зависит то, как необходимо общаться с людьми. Одна ошибка может перечеркнуть многомесячные усилия.

Приводя конкретные данные, участники дискуссии отметили, что примерно 70% россиян являются обладателями одной и более банковских карт. Статистика торговой розницы показывает, что при этом доля наличных при оплате товаров и услуг достигает тех же 70%. А это означает, что существует большой резерв, который операторы программ лояльности совместно с финансистами могли бы использовать. Необходимо правильно сегментировать аудиторию, применять различные механики, учитывать разделение на поклонников «бренда» и просто потребителей качественных услуг и т.д.

«Б.О» писал ранее о конференции «Программы лояльности: тренды, кейсы, возможности для банков» с участием представителей ГК ЦФТ и нескольких банков, поэтому дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу можно почерпнуть в том материале.

Делая выводы, необходимо отметить, что в рамках краткого обзора трех крайне насыщенных деловых дней Саммита попросту невозможно детально разобрать тонкости и оттенки выступлений с трибуны и реплик из зала. Анализировать же, безусловно, есть что. Самый очевидный вывод, который можно сделать: в финансовой сфере страны, в частности в банковской сфере, множество здоровых участников, готовых к дальнейшему развитию. Есть поставщики решений, которые готовы им в этом помочь и умеют внимательно слушать своих клиентов. А это значит, что нас всех ждет еще много интересного и позитивного в ближайшем будущем.

















Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ