Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финансы на четверых
02.11.2016

Финансы на четверых

За круглым столом «Операторы связи, ретейл и социальные сети vs финансовый сектор: сотрудничество или конкуренция?» собрались люди, которые, по словам модератора Булада Субанова, «представляют самые инновационные компании и формируют повестку на стыке индустрий»


«Фактор успеха любого предприятия, независимо от отрасли, — глубокое проникновение в клиента, его потребности, умение находит правильные предложения, делать это быстро, быть доступными актуальным и работать с клиентом персонализировано», — так довольно емко обозначил основную идею первый спикер, Владимир Галь из компании SAP. По его мнению, если посмотреть на шесть факторов, которые являются ключевыми для принятия решения о любой покупке (скорость, доступность, актуальность, персонализация, простота, ценность), можно увидеть, что по многим позициям банки уступают другим отраслям. Вероятно, эта разница и является движущей силой межотраслевого проникновения финансовых сервисов, которое наблюдается по всему миру. Эксперт напомнил о кейсе американской сети WallMart, в магазинах которой можно «прямо за кассой» получить множество финансовых сервисов. Существуют и удачные примеры обратного проникновения, причем уже у ближайших соседей: маркетплейс банка Kaspi.kz вошел в тройку ведущих e-commerce-площадок Казахстана. Продажа товаров и услуг стала хорошим поводом чаще заходить на сайт, это позволило Банку сблизить себя с клиентом, увеличило узнаваемость бренда.

Если в России функции Alipay сводятся лишь к обслуживанию платежей на портале AliExpress, то в Китае это полноценный оператор финансовых сервисов, рассказал Богдан Задорожный, директор по развитию бизнеса Alipay в России. В частности, на площадках Alibaba есть возможность покупать инвестиционные продукты, инвестировать остатки на счетах Alipay. Впрочем, в России компания выполняет некую просветительскую миссию. Чрезвычайно популярный у россиян Aliexpress (ежемесячная аудитория площадки — 22,5 млн уникальных посетителей) — это единственный маркетплейс, который работает только по безналичной оплате.На этом ресурсе многие пользователи впервые в жизни пробуют онлайн-оплату и приучаются к культуре электронных платежей.

Фаворит другого сегмента онлайн-рынка, социальная сеть «ВКонтакте», только начинает прощупывать возможности финансовых сервисов. Хотя некоторые элементы существовали в сети и раньше — пополнение рекламных аккаунтов, привязка банковских карт, приложения сторонних электронных кошельков и пр. Однако лишь в этом году сеть «ВКонтакте» заявила о себе как о полноценном игроке пользовательских финсервисов, внедрив функционал переводов с карты на карту непосредственно в диалоговый интерфейс. Расчеты обеспечивает банк ВТБ24, в обработке платежей задействованы процессинговые центры «Мультикарта» (группа ВТБ) и Mail.ru. Пользователям предлагаются выгодные тарифы — 1% суммы перевода по картам Visa, а для держателей MasterCard до конца года сервис и вовсе будет бесплатным. Банки и другие участники рынка недовольны таким демпингом (каждый перевод имеет объективную себестоимость, комиссионируется платежными системами), который ставит их в неравное положение.

Аудитория соцсети — 90 млн уникальных посетителей в месяц, в том числе 60 млн в России, сообщил Юрий Иванов, директор по электронной коммерции «ВКонтакте». 20 сентября, в день запуска денежных переводов, медиаохват составил 27 млн человек, 8 млн посмотрели продуктовый лендинг, полмиллиона «оценили интерфейс». Какое количество пользователей в итоге совершили перевод, эмиссар «ВКонтакте» не сообщил — вероятно, конверсия была не слишком высока. В планах развития сервиса: сбор средств в групповых чатах, поддержка краудфандинга и запуск переводов на Украине, которыйнамечен до конца года. Эта информация была озвучена до скандала с ограничением работы российских платежных систем в этой стране, который может повлиять на планы соцсети.

«Сегодня, пожалуй, нет такого финансового сервиса, который нельзя получить в “Евросети”, — подключилась к диалогу Елена Родионова, директор управления финансовых сервисов. — Наша ключевая компетенция — это умение продавать. В активах компании торговая сеть в 1400 городах, 50 млн посетителей в месяц, отлаженные процедуры». Флагманский продукт «Евросети», выпускаемый в сотрудничестве с ГК ЦФТ, — карта «Кукуруза»  — с момента его запуска в 2010 году разошелся тиражом 15 млн. За это время возможности для покупателей сети значительно расширились: оплата услуг, денежные переводы, кредитные и страховые продукты. «Успех партнерства — в модульном подходе к развитию финсервисов», — считает Елена Родионова. В проекте четкое распределение компетенций: банк предоставляет продукт и бэк-офис, IT-партнер обеспечивает новации и функции middle-office, за торговой сетью остается фронт, продажи и коммуникации с клиентом.

Такая формула успеха спровоцировала сарказм звезды Финополиса Олега Тинькова, не сидящего в президиуме, но в нужный момент появившегося из зала с микрофоном. «Скажите, кто из вас зарабатывает деньги? Никто. В одном случае это “ВКонтакте” дотирует, в другом — МТС,в третьем — “Евросеть”. На мой взгляд, делать нужно что-то в финтехе, что приносит деньги. Мы все знаем комиссии платежного бизнеса — он состоит в одном проценте, на котором еще никто не сделал бизнеса, кроме Qiwi, которая заработала благодаря гигантскому масштабу». Олег Тиньков рассказал о своем общении с основателями стартапов, представлявшими на Форуме свои разработки, — увы, перспективной бизнес-модели эксперт в них не усмотрел, «это все красота, какие-то красивые приложения, боты, но денег там нет».

Неожиданно ироничным в оценке финтех-новаций был и Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг МТС.Конечно, не обошлось без упоминаний о многомиллионной базе клиентов компании и существующих сервисах оператора: переводы с карты на карту по sms были запущены в прошлом году, в этом году появилось NFC-приложение «МТС.Деньги», а до конца года ожидается запуск «еще более интерактивного способы перевода».«Нужно думать не только о том, как будет удобно платить людям, но и том, как будет удобно ретейлерам принимать оплату, — так поставил вопрос Макаров, — и важно ли им так принимать оплату, как вы пытаетесь заставить своих клиентов?». Идея о том, что безналичные платежи, тем более инновационные способы оплаты, не очень-то важны торговцам (им важно получить деньги в принципе, любым способом), не очень гармонировала с тематикой Финополиса, но по сути звучала совершенно здраво. Будущее — за конвергентным продуктом мобильного оператора и банка, выразил Андрей Макаров согласие с тезисом Олега Тинькова, прозвучавшим на пленарном заседании.  

Получили возможность высказаться и  представители других отраслей — банков, мобильных операторов, торговых сетей. Несмотря на слабость экономической модели, сотрудничество компаний из разных отраслей и поиск устойчивого «доступа к телу» клиента в части финансовых сервисов, несомненно, продолжатся. Что касается роли банков — их положение в среднесрочной перспективе уязвимо, здесь снова вспомнили вторую платежную директиву Евросоюза о доступе альтернативных операторов к банковским данным, но существующая регуляторика как минимум еще десятилетие не позволит обходиться без участия банков.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ