Вход Регистрация
Подписка

В ближайшем будущем понятие «ошибка юриста» перестанет существовать

06.12.2017

О новых технологиях, которые будут развиваться в ближайшем будущем на рынке юридических услуг, и трансформации юридических фирм к 2025 году рассказал Сергей Бекренев, президент Европейской Юридической Службы, в интервью Егору Гриниху, руководителю PR-консалтинга компании «БизнесДром»

Егор Гриних: Существует устоявшееся мнение, что на нынешнем этапе можно автоматизировать только рутинную и административную работу юриста. Когда станет возможным использование более сложных и ресурсоемких направлений разработки искусственного интеллекта (AI artificial intelligence, AI)? В каких направлениях есть перспектива использования этой технологии?

Сергей Бекренев: По нашему мнению, автоматизация работы юридических компаний leagal tech — это первый шаг к разработке AI. Наша компания уже давно ведет работу в этом направлении. Главная проблема AI — это то, что необходимо данную систему постоянно обучать, давать ей в зависимости от ситуации правильные ответы, которые пока она не может находить самостоятельно на 100%. Сейчас, по мнению экспертов, эта вероятность составляет 87%. Как раз для этого обучения необходимое большое количество экспертов: как юристов, так и IT-специалистов. Внедрение искусственного интеллекта — это вопрос времени, крупные корпорации уже сейчас много инвестируют в данную технологию. Мы, например, собираемся использовать эту технологию как инструмент распознавания голоса при обращении к нам клиентов, для конвертации голоса в текст с последующим наполнением нашей базы знаний и в процессе коммуникации с клиентами.

Егор Гриних: Выгодно ли российским компаниям сейчас внедрять новые технологии? Можете привести примеры? Может быть, вы уже подсчитали выгоды для своей компании от развития новых технологий?

 

Сергей Бекренев, ЕЮС

Сергей Бекренев: Развитие данных технологий идет в двух направлениях. Это сервисы, целью которых является помощь юристу, и сервисы, которые призваны заменить юриста. В первом случае мы говорим об оптимизации работы юридических департаментов, учете ведения дел, расчете трудозатрат, во втором — об автоматизации юридических процессов, например составлении запросов, документов для пользователя.

Работать в направлении внедрения leagal tech мы начали давно, нашей компании уже более 10 лет. Чтобы завоевать долю рынка в короткие сроки, мы решили перевести юридический сервис в онлайн и осуществлять его в формате 7/24/365. В 2011 году мы запустили проект Legal Cloud в целях создания интеллектуальной системы, которая будет отвечать на большинство обращений клиентов автоматически, без участия «живого» юриста. Первым продуктом в рамках этой системы стал модуль «Нострадамус». Он позволяет любому человеку провести аудит собственного правового поля, ознакомиться с правами и обязанностями, узнать о льготах и рисках. После него мы запустили второй модуль «Правовой тезаурус». В его поисковой строке можно ввести любой правовой запрос и мгновенно получить релевантную выгрузку похожих вопросов с готовыми решениями. Здесь стоит сказать, что к каждой ситуации нужно подходить индивидуально, то есть данным сервисом можно пользоваться, как шпаргалкой. В результате «Тезаурус» снизил нагрузку на наш колл-центр на 15%. В прошлом году мы ввели в действие Робота-юриста (чат-бот). Наш бот работает в четырех областях права: сфере потребительских отношений (категория товары), льготах федерального и регионального значения, страховании, помощи при ДТП. Такая оптимизация дала ощутимое преимущество и для клиентов, и для компании.

Егор Гриних: Какие направления кроме автоматизации ответов на распространенные вопросы сейчас развиваются на рынке? Например, машинное обучение для анализа больших массивов данных, смарт-контракты и платежи на основе распределенных вычислений?

Сергей Бекренев: В данный момент многие компании ведут работу по автоматизации процессов, и уже сейчас существуют огромные базы документов. Например, онлайн-база судебных решений, которой можно пользоваться. Сейчас разрабатываются технологии, которые позволят в ближайшее время сделать шаг к предиктивной аналитике, то есть к прогнозу вынесения решений. В нашей компании есть услуга, которая называется «Оценка судебной перспективы», в данный момент юрист оказывает ее вручную, но мы разрабатываем интерфейс, который позволит пользователям самостоятельно внести свои данные и понять степень вероятности принятия решений в свою пользу. По сути, этот анализ перевернет рынок, будет революционным инструментом, позволяющим на этапе подачи заявления предвидеть исход дела. Благодаря тому, что в нашей компании на данный момент более 600 000 клиентов, мы смогли накопить огромную базу знаний, наша база Big Data накапливает статистику на основе поведения клиентов. Используя наши электронные сервисы, пользователи оставляют цифровые следы, которые мы, в свою очередь, впоследствии можем использовать, исследуя поведенческие модели наших клиентов. Мы понимаем, с какими правовыми вопросами сталкивается не только отдельно взятый гражданин, но и общество в целом. Анализ нашей текущей базы Big Data позволяет предупредить наступление правовых рисков для клиентов определенной группы.

 

Сергей Бекренев, ЕЮС

Егор Гриних: Как возможное регулирование может повлиять на развитие новых технологий на рынке правовых услуг? Понадобится ли переписывать законодательство о договорах? Можно ли говорить об отмене профессии нотариуса в связи с развитием технологии смарт-контрактов? Как изменится подход к ответственности юриста, если программа даст сбой и он из-за этого предоставит некорректную консультацию клиенту?

Сергей Бекренев: По нашему мнению, в законодательстве потребуются дополнения и изменения, которые будут иметь определенные правовые последствия. Потребуется регулирование процессов в данном направлении. Изменения законодательства однозначно будут корректироваться в сторону упрощения процедур, и, уж точно, станет необязательным нотариальное заверение простых сделок, так как верификация пользователя будет производиться по отпечатку пальца, по сетчатке глаза, по мимике. Такая программа будет предустановлена в используемых гаджетах и станет неотъемлемой частью предоставления юридической услуги. В обозримом будущем мы бы исключили такое понятие, как ошибка юриста. Вопрос будет стоять в другом, в вероятности выигрыша или проигрыша судебного процесса. Робот-юрист будет оценивать вероятность успешности или неуспешности будущего судебного процесса. На основании этого клиент будет принимать решение.

Деятельность адвокатов и судей также перейдет в онлайн, уже сейчас есть зарубежная практика, когда судебные решения принимаются в онлайн-пространстве. В предыдущих интервью мы уже говорили, что может появиться профессия «юрист по робоэтике», деятельность которого будет заключаться в регулировании моральных и этических норм общения между людьми и роботами.

Егор Гриних: Если дать волю фантазии, то как сможет выглядеть юридическая работа технологически продвинутой компании к 2025 году? Речь и о юрфирмах, и обизнесе в целом.

Сергей Бекренев: Мы считаем, что в прошлом сделали верный шаг, организовав юридический онлайн-сервис. Юридическая работа технологически продвинутой компании должна быть максимально автоматизирована. Это, как мы уже говорили, сервисы, которые помогут максимально облегчать работу юридических компаний, и сервисы, которые станут помощниками в области юриспруденции для пользователей и для бизнеса в целом. Автоматизация юридических процессов принесет большие плоды, поэтому мы приняли решение развиваться в данном направлении.

В 2025 году и позже процессы обращений и ответов станут более роботизированными. Совершенно не обязательно будет человеку видеть юриста и общаться с ним очно. Более 80% запросов, случаев, ситуаций, обращений будут обрабатываться роботами-юристами: они же будут выдавать ответы и заключения, в том числе письменные, а также различные формы документов.

Голос юриста и его физическое присутствие станут премиум-продуктом. Даже обращение в суды различных инстанций, а также решения будут выноситься исключительно в онлайн-среде, что позволит сэкономить денежные средства и самый ценный ресурс — время.

Если говорить подробнее, то онлайн-юрист будет «вшит» в электронный гаджет по умолчанию, как предустановленное мобильное приложение, как карты или программы для просмотра картинок. Это будет стандартная услуга для потребителя. Даже социально незащищенные группы граждан смогут получить правовую защиту, так как эта услуга будет стандартной — например, в таком продукте, как социальная карта гражданина.



06.12.2017
Эта статья была разослана 1437 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

Вверх