Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В благотворительном режиме
06.02.2018 Аналитика

В благотворительном режиме

Банки все чаще вовлекают своих сотрудников в благотворительные проекты


90-е годы прошлого века финансовый рынок был одним из основных источников благотворительных средств в нашей стране. Но постепенно российские банки перестают раскрывать информацию о суммах, потраченных на благотворительные проекты. Последняя официальная статистика — подсчеты Центробанка — доступна лишь за 2015 год. Причины молчания кредитных организаций понятны: мы живем в эпоху массовых отзывов лицензий, и часто причиной отзыва лицензии Центробанк указывает тот факт, что организация год за годом представляла регулятору недостоверную отчетность, то есть фактически рисовала отчеты о прибылях. Понятно, что хорош тот банк, который зарабатывает прибыль, а уже потом, заплатив налоги, часть прибыли отчисляет на благотворительность. Но если прибыли нет, то негоже благотворительными суммами хвастаться. А отказываться от благотворительности совсем — опасно, могут заподозрить банк в неустойчивом положении на рынке.

Поэтому банки хитрят, не стремятся озвучивать конкретные данные, и постепенно функция подсчета средств, выделяемых на благотворительные акции, перешла от Банка России к различным коммерческим исследователям. А банки стали рисовать новые запутанные схемы того, кто отчисляет средства тому или иному благотворительному проекту. Хотя хороший финансовый аналитик, если у него есть желание, может по отчетности банка подсчитать, сколько тот направил на поддержание того или иного благого дела. Но на прямой вопрос «Сколько же вы тратите на благотворительность и почему не раскрываете суммы пожертвований?» ни один из опрошенных нами банков не ответил.

Правда, в банке «ЮниКредит» нам сообщили, что объем благотворительности — это открытая информация, которая размещается в ежегодных отчетах по благотворительности, которые доступны на официальном сайте Банка в разделе «корпоративная и социальная ответственность».

Кому нужнее помощь

Как выбирается сектор, в который банки и иные финансовые организации жертвуют средства, каждая организация, как и каждый частный благотворитель, решает сама. Например, Абсолют Банк уделяет внимание волонтерским и благотворительным проектам уже 25 лет. «За время существования Банка мы помогали разным организациям: православному приюту для девочек, организовывали ежегодную акцию сбора необходимых вещей для детских домов и кризисных центров, проводили акцию “Стань Дедом Морозом”, собирали средства для пострадавших после наводнений и оказавшихся в сложных ситуациях», — говорит советник председателя правления Абсолют Банка Татьяна Григоренко. А, например, для банка «Зенит» уже более 20 лет приоритетными являются социальные инвестиции в области детского здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Все направления благотворительности можно условно разделить на несколько групп — медицина, культура и спорт

«Мы считаем, что благотворительность должна, во-первых, работать на имидж банка, во-вторых, быть адресной», — говорит заместитель председателя правления банка ТКБ Евгений Ивановский. Поэтому уже много лет в этой Банковской группе действует программа «Подари тепло»: Банк оказывает помощь детским домам и интернатам в регионах присутствия Группы. При этом Банк просит в рамках бюджета назвать, что именно необходимо в первую очередь. «То есть мы можем оплатить, например, как ремонт помещения, так и покупку спортивного инвентаря, фокус делается именно на потребностях детей», — отмечает Ивановский.

Очень важно сделать первый шаг, потому что многие люди не верят в то, что их средства не будут «растащены» мошенниками, кто-то считает благотворительность делом стыдным, кто-то просто не испытывает желания помогать другим людям, рассказал зампред правления Совкомбанка Михаил Автухов. По его словам, он втянулся в благотворительность так: был хорошо знаком с людьми, которые были погружены в проблемы Фонда «Будь человеком» — и все. Как-то раз его просто пригласили на встречу — посидеть, пообщаться, чая попить. «И я понял, что могу быть полезным. А дальше уже и жертвовать, и собирать средства, и привлекать новых людей к работе становится морально легко», — считает Михаил Автухов.

Конкурс благотворительных проектов в Альфа-Банке

Альфа-Банк Основными приоритетами разовых акций банка и проектов, реализуемых на постоянной основе, были и остаются помощь детям, поддержка талантливой молодежи, поддержка и продвижение культуры и искусства.
Социально-благотворительная программа Банка — это прежде всего сотрудничество с фондом «Линия жизни» и помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Также это шефство над детскими учреждениями в регионах присутствия, волонтерское движение «Дарим добро», ежегодные акции ко Дню защиты детей, Дню знаний и Новому году, конкурс проектов, каждый год дающий возможность активным сотрудникам реализовать свои собственные идеи. Этот конкурс передает право выбора тех, кому Банк будет помогать непосредственно к сотрудникам: самые активные выдвигают идеи, а потом всем предлагается проголосовать за те из них, которые кажутся наиболее удачными и полезными. В результате находятся заброшенные детские дома, приюты, остро нуждающиеся многодетные семьи, провинциальные больницы. За годы существования конкурса было реализовано множество идей: на средства Банка ремонтировали внутренние помещения и строили спортивные площадки в детских домах, оборудовали прачечные комнаты и компьютерные классы, закупали кроватки, приборы для слабослышащих, помогали домам престарелых, создавали мультстудии и сенсорные комнаты.
В 2017 году в конкурсе победили три проекта: закупка медицинского оборудования для детской онкологической больницы в Краснодаре, создание кабинета арт-терапии для детей с ограниченными возможностями в Ульяновской области и оборудование площадки для игр в школе-интернате в Каменске-Уральском. Все эти инициативы были реализованы силами сотрудников на средства, выделенные Банком.
Неотъемлемой частью социально-благотворительной деятельности Альфа-Банка является поддержка талантливой молодежи и будущих специалистов: уже более 20 лет существует стипендиальная программа «Альфа-Шанс», в рамках которой более 300 студентов 17 вузов в 14 городах России получают именную стипендию.
Также ежегодно при поддержке Альфа-Банка организуются различные культурные мероприятия: концерты российских и зарубежных исполнителей, гастроли театральных коллективов, выставки и фестивали.

«Наш Фонд занимается детьми с различными заболеваниями. Мы просто стремимся повысить качество их жизни. Есть поддержка инсулинозависимых детей — просто потому, что все препараты для таких детей стоят достаточно дорого. Помогаем мы, например, и детям с черепно-лицевыми проблемами — такими, на которые государство не выделяет бесплатные квоты на операции», — отметил Михаил Автухов.

Росбанк в 1999 году запустил первый в России общероссийский грантовый конкурс для некоммерческих организаций, оказывающих помощь детям, и с тех пор ведет в этой области целую программную деятельность, сообщил заместитель председателя правления Росбанка Константин Артюх. По его словам, сейчас одним из главных направлений в работе выбрана социализация людей с инвалидностью, которых в нашей стране около 10%. Для этого в 2014 году был создан конкурс для НКО, занимающихся данной проблематикой.

Чья виза на итоговом решении

Но все финансовые организации — структуры довольно иерархичные. Поэтому всегда интересно, как принимаются решения о выделении денег на тот или иной проект и кто визирует это решение. Так, в Группе компаний «Русмикрофинанс» решение о выделении средств принимает председатель совета директоров компании.

«Рассмотрение тех или иных благотворительных проектов и потенциальных благополучателей выносится на повестку дня заседаний совета по благотворительной деятельности банка “ЮниКредит”. Это коллегиальный орган, который собирается не менее двух раз в год, внеочердные заседания могут быть инициированы по мере необходимости. Решения принимаются большинством голосов», — говорит начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций Лаура Андронова.

Большая часть благотворительных программ Банковской группы «Зенит» реализуется на долговременной основе, поэтому ежегодно на этапе планирования благотворительного бюджета с партнерами обсуждаются планы работы на следующий год, составляется смета, которая является составной частью общего бюджета, отмечает начальник управления специальными проектами этого банка Олеся Громовая. Размер сметы и направления благотворительной и спонсорской помощи утверждаются на ежегодном совете директоров в рамках утверждения общего бюджета Банка.

Благотворительный фонд «Восточный»

Банк «Восточный» С 2010 года банк «Восточный» осуществляет помощь детям через собственный благотворительный фонд.
В настоящее время Фонд реализует программы помощи детям в трудной ситуации по трем направлениям. Приоритетное из них — ээто помощь приемным семьям.Фонд выплачивает стипендии более 300 семей, совокупный размер выплат за время существования программы составил более 27 млн рублей.
В рамках второго направления — «Срочная медицинская помощь» — Фонд оплачивает эксплуатацию медоборудования и лекарства для тяжелобольных детей. За время работы программы удалось помочь более 650 детям, а общий объем выплат превысил 24 млн рублей.
Два-три раза в год Фонд совместно с банком проводит благотворительную акцию «Окно в мир». Дети с ограниченными возможностями получают в подарок ноутбуки.. Фонд уже подарил 700 ноутбуков на сумму более 13 млн рублей.
Помощь в реализации программы в регионах осуществляют добровольцы Фонда — сотрудники банка «Восточный».
Всего за период действия Программы помощи детям в трудной ситуации помощь была оказана 1615 детям на сумму 64,9 млн рублей.

Предложение о поддержке той или иной благотворительной инициативы выдвигается департаментом коммуникаций банка «Открытие», утверждение проходит на заседании правления Банка в установленном порядке, говорит исполнительный директор по внутренним коммуникациям банка «Открытие» Наталья Рыжова.

«Все акции и мероприятии проводятся за счет инициативы и материальных взносов сотрудников», — сообщила Татьяна Григоренко (Абсолют Банк). По словам Михаила Автухова, у Совкомбанка есть своя генеральная спонсорская стратегия. Центральный офис Банка расположен в Костроме, поэтому свою задачу Банк формулирует так: в этой области не должно быть детских домов. Поэтому Совкомбанк много работает по программе усыновления детей в семьи. Но если он обращается к сотрудникам банка с просьбой помочь тому или иному ребенку в Фонде «Будь человеком», то руководство Банка может добавить средства в общий котел — к тем, что уже смогли собрать сами сотрудники.

Сложная жизненная ситуация, дети, футбол

И все же, кому помогают финансисты? В конце 2017 года в специальной публикации газеты «Ведомости», посвященной итогам 10-летней работы в России проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», руководитель Форума доноров Александра Болдырева выделила наиболее популярные направления социальных инвестиций компаний. Это прежде всего образовательные программы, развитие местных сообществ и социальная защита населения, а также программы в сфере здорового образа жизни и здравоохранения.

ОТП Банк и Омский музей им. Врубеля

ОТП Банк Последние три года ОТП Банк активно поддерживает омский музей им. Врубеля. В 2014 году Банк спонсировал социальную программу «Большая семья». В ее рамках музейные педагоги проводили ежемесячно Дни многодетных семей, специально для которых подготовили тематические экскурсии, концерты и путеводители.
Год спустя ОТП Банк первым выделил денежную сумму для Фонда развития музея в размере 1 млн рублей, который был организован для поддержки создания на базе этого музея центра «Эрмитаж – Сибирь» и прочих масштабных проектов.
В июне 2017 года состоялся V Международный научно-практический семинар «Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII–XIX веков», который успел приобрести статус крупного научно-практического форума в области реставрации и сохранения культурного наследия Нидерландов.
Банк выступил партнером выставки «Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа. Также ОТБ Банк принял участие в реализации образовательной программы «Здравствуй, музей!» Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея Санкт-Петербурга. ОТП Банк выступил официальным партнером самой масштабной благотворительной ярмарки России «Душевный Bazar», прошедшей в декабре 2017 года в Москве в «Гостином дворе». На ней осуществлялась деятельность 74 благотворительных организаций и фондов.

Поэтому все направления благотворительности можно условно разделить на несколько групп — медицина, культура и спорт. Несколько особняком стоят люди, попавшие в затруднительную жизненную ситуацию, и бездомные животные.

Чаще всего банки жертвуют средства именно на медицинскую помощь. «Мы оказываем поддержку Фонду помощи хосписам “Вера”, организации “Волонтеры в помощь детям-сиротам”, Фонду “Росток” — это проект по поддержке людей с особенностями в развитии», — говорит Наталья Рыжова (банк «Открытие»).

С 2005 года банк «Зенит» помогает в рамках акции «Улыбка» проводить операции детям с расщелинами губы, неба и другими лицевыми деформациями.

Михаил Автухов (Совкомбанк) отмечает, что помощь детям с лицевыми проблемами как раз и нужна в тот период, когда дети растут, когда им можно помочь. Потому что во взрослом возрасте исправить нарушения костей даже операционным путем будет сложнее.

Подари лес другу!

Почта Банк Почта Банк традиционно проявляет заботу об экологии страны. В середине 2014 года стартовал совместный проект банка и компании «МАРАКУЙЯ Глобал», направленный на сохранение лесов. Он состоит из двух частей:
1. Эко-программа «Подари лес другу!», с помощью которой можно оплатить посадку деревьев через сайт, коробочный продукт и банкоматы в отделениях «Почта Банка»;
2. Эко-карта «Зеленый мир» — в качестве кэш-бэка за каждые 3000 рублей, потраченных по карте, Банк сажает дерево в одной из 25 особо охраняемых природных территорий. На сайте Банка размещена интерактивная карта России, где клиенты могут выбрать участок, количество деревьев и оплатить их покупку безналичным способом. Каждый участник эко-проекта «Подари лес другу!» может выбрать название для леса, приобретя за 1 тыс. рублей 10 деревьев, после чего он получает именной сертификат о покупке саженцев и GPS-координаты посаженных деревьев.
Недавно стала доступна новая опция — округление при оплате услуг в мобильном банке, дающая возможность поучаствовать в восстановлении деревьев. Экологическая программа Почта Банка охватила страну спустя полтора года, и с ее помощью удалось восстановить более 1 млн. деревьев.

Еще один проект, к которому стали часто обращаться банки, — это донорство. Плазма крови — это препарат, который нужен всегда и которого всегда может не хватить в критическую минуту. «Два раза в год сотрудники московских офисов ТКБ банка могут присоединиться к акции и сдать кровь, которая затем будет отправлена в больницу имени Димы Рогачева. Донорство мы организуем совместно с Фондом “Подари жизнь”, и сотрудники могут пожертвовать деньги в его пользу», — считает Евгений Ивановский. Дважды в год сотрудники СМП-банка и Мособлбанка участвуют в донорской акции «Сдай кровь — спаси жизнь», которая организуется вместе с Центром крови ФМБА и фондом «Подари жизнь», отмечает вице-президент этого банка Роман Цивинюк.

Когда человека не надо лечить, но можно помочь

Банки помогают и группе так называемых особых взрослых людей и детей. С 2012 года сотрудники группы Societe Generale в России участвуют в благотворительном пробеге в пользу семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. «Наш партнер по этому мероприятию — Фонд “Даунсайд Ап”, оказывающий помощь таким семьям», — говорит Константин Артюх (Росбанк).

Неделя признаний от Росбанка

Росбанк В 2017 году Росбанк стал партнером масштабного флешмоба «Неделя признаний». В течение недели, с 21 по 28 ноября, каждый россиянин мог рассказать о своей благотворительной деятельности на сайте Щедрыйвторник.рф. За каждое признание Росбанк перечислил 100 рублей в пользу благотворительных организаций. В результате акции было собрано более 1,1 млн рублей, которые были перечислены трем благотворительным организациям, выбранным экспертами инициативы «Щедрый вторникВ 2017 году Росбанк в восьмой раз реализовал проект «Благотворительность вместо сувениров», направив в него часть сувенирного бюджета Банк приобрел для Городской клинической больницы Уфы аппарат искусственной вентиляции легких.

«Мы помогаем государственному бюджетному учреждению “Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов” в Нижегородской области — большую помощь там оказывает куратор проекта, управляющий нижегородским офисом Елена Комлева», — сообщила Татьяна Григоренко (Абсолют Банк). Помогает Банк и кризисному центру «Теплый дом», в этом проекте Банк силами сотрудников собирает вещи первой необходимости для старта новой семьи, решает бытовые проблемы девушек и детей, понимая, что важно сохранить ребенка в семье, ведь мама может дать ему намного больше, чем государственное учреждение.

Организация поддержки Фонда «Росток» целиком и полностью является заслугой неравнодушных сотрудников банка «Открытие», сообщила Наталья Рыжова. В рамках проекта Рефинансируй.рф в 2017 году впервые решено было провести благотворительную акцию, приуроченную ко Дню знаний в Калининграде, где у компании располагается офис. В рамках акции, которую назвали «Собери ребенка в школу», поздравляли с 1 сентября детей из многодетных семей. «Акция проведена совместно с калининградской Ассоциацией многодетных семей. В Калининграде сборы ребенка в школу в среднем обходятся в 14 тыс. рублей. Мы пригласили два десятка семей из Ассоциации и вручили подарки», — говорит PR-директор компании Олег Федорченко.

Год сокращения бюджетов и роста личной вовлеченности

Тенденции последних лет таковы, что даже крупные кредитные организации сокращают объемы благотворительной помощи. На микрофинансовом рынке дела обстоят несколько иначе: МФО стремятся остаться в неком «благотворительном информационном поле», однако реализуемые проекты носят точечный, локальный характер, считает Олег Федорченко.

Действительно, тенденция к увеличению бюджетов в последние годы не прослеживается, соглашается с ним Олеся Громовая («Зенит»). В современных реалиях, непростых для банковского сектора, весьма актуальными становятся развитие корпоративного волонтерства, привлечение к благотворительным программам внимания партнеров, представителей общественности и региональных властей.

Социальная ответственность банка «Центр-инвест»

Банк «Центр-инвест» Банк «Центр-инвест» сделал небольшой вклад в повышение финансовой грамотности. В марте 2013 года Банк создал обучающий интернет-портал Всеобуч.рф, который объединяет методические издания и тесты по экономике и предпринимательству на 5 языках.
Также совместно с Южным федеральным университетом и Кубанским государственным технологическим университетом Банк открыл центры финансовой грамотности в Ростове-на-Дону, Таганроге, Краснодаре, где каждый может получить бесплатные консультации и финансовые знания от специалистов.
Уже 15 лет лучшие студенты крупнейших южнороссийских вузов получают именную стипендию от банка и Фонда целевого капитала «Образование и наука ЮФО». С момента реализации проекта в конкурсе банка «Центр-инвест» приняли участие более 18 тыс студентов.
Для культурного и исторического просвещения школьников финансовая организация спонсирует бесплатное посещение ими выставок и экспозиций. Также Банк спонсирует телепрограмму «Я есть!» канала «Россия 1», которая помогает сиротам найти приемную семью.

«Каких-то трендов отдельно в банках мы не наблюдаем, у каждого банка есть свои приоритетные направления», — считает Константин Артюх (Росбанк). Он говорит, что в целом все больше проектов в корпоративной благотворительности в разных формах ориентированы на вовлечение сотрудников: пожертвования, волонтерство, помощь вещами, pro-bono. Учитывая, что 2018 год — год волонтера, таких проектов станет еще больше, полагает он.

Тенденции последних лет таковы, что даже крупные кредитные организации сокращают объемы благотворительной помощи

Волонтерство иногда выходит и на международный уровень. Константин Артюх рассказал об участии сотрудников в международных благотворительных проектах. Логическим продолжением проектов стала фандрайзинговая кампания, по итогам которой самые активные участники поехали на международный пробег в Париж. «Пробег был организован фондом Imagine for Margo, оказывающим помощь детям с онкологическими заболеваниями. В пользу Фонда сотрудники группы Societe Generale в России собрали 10 795 евро, или более 730 тыс. рублей», — сообщил он. Общими усилиями международная команда Societe Generale собрала 66 тыс. 938 евро и заняла второе место по объему привлеченных пожертвований среди всех 184 команд, принявших участие в мероприятии.

А представители Абсолют Банка стали волонтерами в муниципальном приюте для бездомных собак Северного административного округа Москвы. Сотрудники Банка проводили там субботник, помогали ремонтировать вольеры и выгуливали собак. «Нашим сотрудникам важно делиться своим теплом, временем и силами», — говорит Татьяна Григоренко.

Правда, никто и никогда не ответит на вопрос о том, что в банках происходит добровольно, а что — добровольно-принудительно, ради, например, выполнения KPI. Увы, иногда HR-директора горазды на выдумку того, как бы отнять у людей время и деньги, чтобы сэкономить для банка лишнюю копеечку и выполнить свой собственный KPI. Хочется верить, что люди бегают, сдают кровь, выгуливают и расчесывают безнадзорных приютских собак не по приказу свыше, а потому, что на самом деле их любят или стараются облегчить течение заболевания тем людям, для которых они сдают кровь. Потому что на принуждении долго выезжать нельзя, даже если все показатели «вовлеченности» в норме.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ