Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Екатерина Лозовая: Как BI помогает банкам конкурировать с IT-компаниями
02.06.2017 Интервью

Екатерина Лозовая: Как BI помогает банкам конкурировать с IT-компаниями

Екатерина Лозовая, генеральный директор компании «Терн», рассказала «Б.О» о том, почему стремление банков выйти на новые рынки IT-услуг стало драйвером рынка бизнес-аналитики (BI)


— За более чем 25 лет работы на рынке компания «Терн» продемонстрировала стабильный рост. Какие продукты и рыночные ниши позволили это сделать?

— Компания «Терн» работает на рынке информационных систем с 1991 года. Первое время мы работали с базами данных и внедряли ERP-системы. Очевидно, что это было время бума автоматизации учета, и российский рынок по темпам роста был одним из самых привлекательных в мире. По мере того как все больше и больше предприятий начинали фиксировать производственные и финансовые данные в этих системах, закономерно возникал вопрос: как можно их использовать? В начале 2000-х мы стали единственным дистрибьютором уникальной системы бизнес-анализа Business Objects. Технологии, лежащие в ее основе, до сих пор считаются одними из самых передовых. На данный момент бизнес-аналитика и автоматизация бюджетирования — наши основные направления.

— Какие основные драйверы роста BI на финансовом рынке России можно выделить? Отличаются ли они от общемировых?

— Я бы назвала основной причиной роста рынка не увеличение объемов данных и даже не появление новых технологий, а стремление банков выйти на новые рынки IT-услуг.

ApplePay, Яндекс.Деньги и GooglePay, который появился совсем недавно, — все это прямые конкуренты «традиционных банков». IT-директор одного из банков сказал, что большинству людей не нужны сами банки — им нужны их услуги. Эта конкуренция и дает банкам стимул развивать свои продукты, в том числе с помощью бизнес-аналитики. Сейчас растет спрос на IT-системы, позволяющие проводить анализ потенциальных заемщиков, причем не только физлиц, но и организаций, сегментировать клиентов и создавать уникальные предложения для каждого из них, исследовать геоданные.

Что касается общемировых тенденций, то они схожи: мир стремительно меняется, а бизнес-аналитика позволяет быть в курсе того, что происходит с компанией, и предугадывать события.

— Банкиры вынуждены соответствовать жестким требованиям регулятора, касающимся борьбы с финансированием терроризма (AML), обеспечения экономической безопасности и т.д. Чем может ваша компания помочь им в этом?

— За прошедший год мы разработали систему для комплексного анализа контрагентов. Она собирает воедино, как кусочки головоломки, данные из ЕГРЮЛ, баз Арбитражного суда и Службы судебных приставов, информацию из СМИ и прочих открытых источников. Когда специалист вводит название или ИНН организации-контрагента, система предоставляет ему полную справку по компании и расчетную оценку ее благонадежности. Подобная система позволяет находить не только недобросовестных поставщиков, но и организации, спонсирующие террористическую деятельность.

 

Панель мониторинга состояния безопасности по отраслям

 

— Интересует ли «Терн» такая проблема, как борьба с фродом? Какие здесь существуют особенности для разработчиков?

— Тема кредитного скоринга не нова: многие российские банки активно используют математическое моделирование для анализа своих клиентов и поиска потенциальных мошенников. Основным ограничением является количество данных: для построения надежной модели нужен не один и даже не десять зафиксированных случаев. И банки не всегда обладают нужной и актуальной информацией.

Поэтому большим спросом пользуются такие системы, как SAP Predictive Analytics (ранее известный как KXEN) и Tibco Sporfire, которые благодаря встроенным алгоритмам могут создавать надежные модели, основываясь на относительно небольшом количестве исходных данных. Мы сравниваем модели, полученные в разных системах различными способами, и предлагаем банкам ту, которая наиболее точно отвечает на поставленные вопросы.

 

График, отражающий точность математических моделей, полученных разными способами

 

— Системы BI становятся все более высокотехнологичными. Какие у вас используются механизмы повышения скорости изменений, ускорения разработки и тестирования ПО? Входят ли в этот список Agile, Kanban и т.д.?

— Сейчас скорость изменения рынка несравнима с той, что была десять — пятнадцать лет назад. Бизнес хочет обладать всей необходимой информацией для принятия решений сейчас, а еще лучше — вчера. Увы, традиционные подходы к внедрению аналитических систем далеко не всегда успевают за реальными требованиями. Поэтому мы многие годы, еще до того, как термин «Agile» официально появился, старались вести проект так, чтобы, во-первых, бизнес-пользователь, IT-менеджер и наши специалисты говорили на одном языке и понимали задачу, а во-вторых, уделяли больше времени решению задачи, а не бюрократическим вопросам.

— Насколько подходит облачная модель использования аналитики для финансового сектора? Какие вы видите здесь ограничения?

— Облачные технологий сейчас набирают популярность, и это касается не только аналитики. Да, это часто позволяет снизить издержки на пользование системой за счет экономии на IT-инфраструктуре: по сути, пользователь арендует чей-то сервер с установленным на нем ПО. Но из этого факта и вытекает основное ограничение — жизненно важная информация о бизнесе, клиентах и финансовых показателях при таком подходе находится за пределами досягаемости компании.

Многие компании считают, что риски утечки или потери доступа к этой информации намного перевешивают выгоды от использования облака. Но важно отметить, что с каждым годом это недоверие постепенно снижается — облачные сервисы совершенствуются, появляются новые способы шифрования, и я уверена, что в ближайшее десятилетие доля облачных проектов сравняется с долей традиционных, а то и превысит ее.

— Какие направления бизнес-аналитики компания «Терн» планирует развивать в ближайшее время?

— Увеличение количества данных, комбинирование различных источников — все это делает Big Data основным трендом на ближайшее десятилетие. Наша компания активно работает в этом направлении. Помимо больших данных также актуальны задачи геоаналитики и визуализации — ведь правильное отображение информации может значительно повысить качество анализа и упростить жизнь специалистам. Еще одним интересным направлением является анализ данных в «дополненной реальности», но пока он остается на уровне концепта и каких-то отдельных разработок. Мы внимательно следим за этими трендами и предлагаем нашим клиентам передовые, но обязательно проверенные технологии.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ