Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Битва концепций, победа эмоций!
22.05.2017 Аналитика

Битва концепций, победа эмоций!

Темой концептуальных дебатов XIV Банковского саммита по инновациям и развитию, организованного ГК ЦФТ на Кипре, стала «Финансовый супермаркет или финансовый маркетплейс?»


Такая разновидность публичной дискуссии, как дебаты, направлена на то, чтобы их участники убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Единственный, кто должен до самого финала сохранять непредвзятость, — это ведущий. Но по традиции у него появилась дополнительная, «внештатная» функция: «призывать проигравших не расстраиваться и делать далеко идущие выводы».

 

Ярослав Медокс

 

Именно эти слова назидательно произнес судья Ярослав Медокс (независимый эксперт) на прошлом, XIII Банковском Саммите, организованном компанией ЦФТ в Сочи в 2016 году, команде «инноваторов» во главе с Антоном Арнаутовым. Его команда надеялась убедить собравшихся в том, что пора смириться с тем, что банки уже давно живут в новой реальности, и поэтому надо быть ближе к финтехам или самим как можно активнее внедрять инновации. Их оппоненты, спокойно и уверенно утверждавшие, что «тише едешь, дальше будешь» и «сейчас мы медленно спустимся с горы…», оказались аудитории ближе и понятнее. В итоге тогда «консерваторы» выиграли.

Прошел год. Антон Арнаутов, даже после поражения оставшийся верным идеалам инновационного развития, сменил пост главного редактора портала «Банкир.ру» на кресло генерального директора компании «Финтех Лаб». И никто не сомневался в том, что он со своей новой командой с удовольствием готов услышать назидательные слова от судьи дебатов, обращенные на этот раз своим оппонентам. Однако обо всем по порядку.

Темой концептуальных дебатов XIV Банковского саммита по инновациям и развитию, организованного ГК ЦФТ на Кипре, стала «Финансовый супермаркет или финансовый маркетплейс?». Ведущий — Ярослав Медокс, капитан команды «Супермаркет» — Андрей Погодин (генеральный директор НИИАС), капитан команды «Маркетплейс» — Антон Арнаутов (генеральный директор «Финтех Лаб»).

 

 

В команду «Супермаркет» были включены: Виктор Жидков (председатель правления банка «Веста»), Татьяна Ушкова (заместитель председателя правления Абсолют Банка) и Алексей Крапивин (независимый эксперт).

 

Антон Арнаутов пригласил к себе в команду Максима Азрильяна (главного системного интегратора Альфа-Банка), Лилию Ардабьеву (независимого эксперта) и Ивана Агеева (заместителя начальника департамента банковских технологий и ПО Нордеа Банка).

 

Надо отметить, что тема дебатов была выбрана очень удачно: мало кто в зале до начала дебатов мог ответить на вопрос, что же такое не просто финансовый, а хотя бы обычный маркеплейс? Наверное, самым авторитетным определением этого термина, на который многие ориентировались, были слова Дмитрия Костыгина, главы совета директоров «Юлмарта», который произнес их в ходе форума FinWin 2016. Тогда он сказал: «Маркетплейс — это онлайн-площадка, которая не только собрала вместе продавцов и покупателей, но и обеспечила качественный сервис, расчеты (клиринг) и надежность. А потому «Яндекс.Маркет» на маркетплейс не тянет, но вот биржа РТС с «Яндекс.Такси» — вполне». В итоге дебатов оказалось, что к этим словам можно многое добавить!

В настоящем маркетплейсе все хаотично, хотя и демократично

Дебаты стартовали с выступления капитанов. Их задачей было обрисовать позицию своей команды, дать краткое определение названия команды.

Андрей Погодин, выступавший первым, начал с шутки: «Встречаются два банкира на Саммите, один другого спрашивает: чем супермаркет от маркетплейса отличается? У одного «супер» спереди, а у другого — далеко в прошлом. Супермаркет — это универсам, а маркетплейс — это рынок, базар».

 

Андрей Погодин, НИИАС

 

Какие ассоциации возникают при слове «универсам»? Приходят в голову названия: «Азбука Вкуса», «Седьмой континент», «Пятерочка» и т.д. Иными словами — бренд, ассоциирующийся со стабильностью и надежностью. Какие ассоциации присущи словам «базар» и «рынок»? «Горбушка», «Черкизон» и прочие торговые площадки, где не понятно, кто за что отвечает и кто именно предоставляет свой сервис.

Супермаркет контролирует всю цепочку процесса создания добавленной стоимости и знает свою клиентуру, поэтому он может предложить тот продукт, который нужен именно вам, а не толпе. Кроме того, супермаркет способен лучше контролировать киберриски. В маркетплейсе же все достаточно хаотично, хотя и демократично.

«Люди постарше помнят, как государственная экономика переходила в рыночную. Тогда один из гуру рыночной западной экономики сказал: «Я не очень понимаю специфику российского рынка, в России отвечают “за базар”, но не отвечают “за рынок”. Ответ “за базар” — это больше к супермаркету, а “за рынок” — к маркетплейсу, хотя, надо признать, это понятие ближе к диджитализации, основной теме Саммита», — резюмировал капитан команды «Супермаркеты».

 

Антон Арнаутов, «Финтех Лаб»

 

Антон Арнаутов для усиления эффекта от своего выступления предпочел стиль «финтех-рэпа», посвященного маркеплейсам, и призвал аудиторию: «Хватит ностальгировать по вашей молодости! Вспомните лучше пустые полки магазинов того времени. А вот на рынке вы найдете все, вплоть до самой мелочи для ремонта квартиры, потому что это саморегулируемый механизм».

Маркетплейс, по его словам, это синергия трех «A» в интернет-мире: Apps — приложения, продукты и сервисы; Analytics — Big Data, искусственный интеллект и т.д.; API — это интерфейсы, которые связывают воедино внутренних и внешних участников бизнес-процессов. Используя эти технологии, Amazon уже контролирует около 50% онлайн-продаж в США. Alipay, платежная система Alibaba Group, имеет 450 млн пользователей, а через десять лет они собираются довести количество пользователей до 2 млрд человек. Ни один IT-департамент любого банка не способен поддерживать то разнообразие сервисов, которое сейчас там размещается.

«Что все это дает? Богатство выбора и как следствие лояльность пользователей. Им незачем будет обращаться куда-то еще, здесь есть все! Что это дает банкам? Доступ к бесконечным ресурсам разработчиков, их экспертизе. И Google, и Apple пошли по пути создания маркетплейсов. Citibank, и не только, идет по пути создания открытых экосистем, открывая миру свои API», — закончил питч капитан команды «Маркетплейсы».

Эмоции против цифр, офлайн против онлайна

После голосования счет оказался 1:0 в пользу команды «Супермаркеты» — тонкое указание представителям «Маркетплейсов», что, хотя в зале собрались преимущественно представители IT, эмоции для них сейчас важнее. Но этим знанием в полной мере удалось воспользоваться только Татьяне Ушковой, яркое и эмоциональное выступление которой не ставило никого равнодушным.

«Почему мы любим офлайн? Да потому что это общение, возможность поговорить, потому что финансовые услуги крайне неоднозначные. Взлет “банкострахования”, например, произошел только тогда, когда стали продавать полисы в наших офисах. Самый выгодный клиент для банков сейчас — женщина старше 47 лет. И эта женщина хочет поговорить! Ей нужно, чтобы на ее вопросы терпеливо ответили, чтобы ее выслушали. 65% наших клиентов хотят персонализированную услугу. Вот, например, беспроигрышный ход: если в зале преобладает мужская аудитория в самом расцвете сил, достаточно рассказать им о красивых девушках, работающих в наших офисах, и спросить, захотят ли они надеть виртуальные очки и сходить к ним, но уже в виртуальный офис? Угадайте теперь, за кого они проголосуют?», — сказала Татьяна Ушкова, и ее слова стали хитом дня.

Виктор Жидков своим юмором также внес весомый вклад в командную копилку «супермаркетологов». Он развил слова москвича Андрея Погодина о «черкизонах», вспомнив свою питерскую молодость, «лихие 90-е», чудесный «маркетплейс» у магазина «Юный техник», что на Краснопутиловской, который позже переехал на улицу Десантников. Там действительно можно было купить что угодно. В этом, по его словам, Антон Арнаутов абсолютно прав. Но какая польза от «честно» купленных поддельных дипломов о высшем образовании? А если еще больше углубиться в историю, то выяснится, что первый «маркеплейс» был обнаружен римским цезарем в ходе завоевания им галлов.

 

 

Что им могли возразить апологеты маркетплейсов? Максим Азрильян и его коллеги говорили действительно разумные вещи: о том, что подрастает поколение миллениалов, а они платят не за бренды, а за качество. В маркетплейсах скрыть невысокое качество сложнее, чем в супермаркетах. О том, что технология блокчейн способна обеспечить полную прозрачность в вопросах происхождения сервисов и товаров. Но все было напрасно, они проиграли со счетом 3:4.

Но зато они не только услышали напутственные слова судьи Медокса, но и получили неожиданное признание от трио музыкантов, что в перерывах между заседаниями создавали фон мелодичной классикой. Исполнители лихо сыграли Smells Like Teen Spirit группы Nirvana в честь команды Антона Арнаутова.

о>






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ