Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки открывают «легкие» офисы
03.05.2011 Интервью

Банки открывают «легкие» офисы

После кризиса банковские сети вновь начали увеличиваться, однако по сравнению с докризисными годами политика изменилась. О новых принципах региональной экспансии рассказал в интервью «БО» заместитель председателя правления банка «Открытие» Владимир Корьевкин


— Сейчас идет рост количества отделений банков. Банки возвращаются к докризисной политике наращивания сетей?

— Банки действительно оживились в части территориального развития. Но в региональной экспансии закладываются новые принципы. 2009 год для большинства банков был убыточным, а 2010 год дал другие ориентиры: больше внимания стало уделяться оценке эффективности работы каждого офиса. Экстенсивное наращивание сети региональных банковских офисов с целью увеличения территориального покрытия было в большинстве случаев прекращено. Крупные банки сосредоточились на проектах, позволяющих увеличить эффективность деятельности отдельного офиса. К примеру, закрывали филиалы, а взамен отрывали операционные офисы, снижая тем самым издержки.
Кредитные учреждения меняли расположение офисов, перестраивали внутреннее пространство отделений, применяли новые технологические решения, позволяющие сделать офис банка более удобным и дружелюбным для клиентов. Сократилось количество офисов «тяжелого» формата, то есть объектов большой площади, ориентированных на универсальный банковский бизнес, но при этом увеличилось число доступных «легких» точек небольшой площади, нацеленных на банковский ритейл.

— В чем отличия в политике развития сетей региональных и федеральных банков?

— Политика очень схожа, почти в каждом федеральном округе развиваются и те, и другие игроки. Банки сейчас делают основной акцент на продаже типовых продуктов в рознице и сегменте малого бизнеса. Идеология развития сети большинства крупных банков сегодня заключается в ее настройке на продажу типовых продуктов, при этом огромное значение уделяется оценке эффективности работы каждой точки.
Подходы у всех могут быть схожими, но у каждого своя стратегия. Кто-то специализируется только на рознице; кто-то — как и «Открытие» — остается универсальным банком; кто-то делает упор в своей стратегии на работе с корпоративными клиентами, а кто-то — с МСБ. Сама идеология развития сети — это лишь одна из функций той стратегии бизнеса, которую банк выбрал для себя.

— Получается, основная тенденция — это узкая специализация?

— Не совсем так. Каждый банк определяет для себя наиболее эффективные форматы сети. Если у кредитной организации в регионе присутствия есть интересы и в корпоративном сегменте, и в розничном, и в сегменте МСБ, то вполне логично, что банк имеет там универсальные отделения. Чаще всего это одна «тяжелая» точка и несколько отделений «легкого» формата. Однако в целом можно сказать, что при расширении сети в регионах присутствия банки все чаще открывают специализированные отделения.

— Как меняется оснащение банковских офисов?

— Банк должен четко понимать специализацию своего бизнеса, который развивается в каждом из городов. Безусловно, это находит отражение и в формировании конкретных офисов. В частности, борьба за розничных клиентов заставляет соответствующим образом организовывать внутренние пространства отделений, применять технологии, позволяющие эффективно обслуживать большие клиентские потоки, создавать зоны круглосуточного обслуживания.

— На какую форму отделений делает ставку банк «Открытие»?

— Мы используем разные форматы — от банкоматов до тяжеловесных офисов площадью около 600–800 квадратных метров. Оценивая потенциальную привлекательность бизнес-плана в каждом из городов, мы четко понимаем, в каком виде мы должны присутствовать. «Открытие» — банк универсальный, но мы также вступили в жесткую конкуренцию на рынке высоко маржинальных продуктов, что, собственно, и находит отражение в развитии нашей розничной сети.

При расширении сети в регионах присутствия банки все чаще открывают специализированные отделения

— В 2010 году вы объединили три банка. Расскажите о произошедших изменениях.

— К банку «Открытие», сеть которого была лучше всего развита в Москве, был присоединен одноименный инвестиционный банк и банк «Петровский» (Санкт-Петербург). Сеть «Петровского» насчитывала более 130 точек присутствия в Северо-Западном регионе. При этом в прошлом году мы открыли офисы в 12 новых городах России.
К концу 2010 года мы вошли в ТОП-30 банков с наиболее крупной сетью. На 1 января в соответствующих рейтингах мы занимали 24-е место. Банк представлен в 32 регионах, 42 городах, а это более 200 точек присутствия. Мы сильно выросли и продолжим рост. В этом году к нам присоединяется банк «Губернский», что добавит еще 31 точку.
Мы приобрели уникальный опыт, объединив сразу три банка. Все прошло успешно, что подтверждается результатами работы: прибыль за 2010 год составила более 6 млрд рублей. Произошло обновление кадрового состава, упор был сделан на активизации продаж. Например, если раньше банк «Петровский» в основном занимался обслуживанием пенсионеров, то сейчас, став филиалом банка «Открытие», он активно кредитует. Сетка сегодня однородна, она работает под единым брендом, живет в одной системе координат.

— Сколько времени занимает интеграция сети другого банка?

— Расчетного норматива не существует, но обычно это занимает до 9 месяцев. Мы уложились в 6–8 месяцев.

— С какими сложностями вы столкнулись в ходе этой работы?

— Наверное, основные проблемы были связаны с психологией. У объединяемых банков разная корпоративная культура. Мы поставили задачу рассказать людям, что объединение позитивно отразится на их работе. Необходимо было избавить их от страхов и лишних стрессов. Не скрою, порой достаточно трудно было убеждать людей в том, что в новой форме все будет лучше, чем раньше.
Мы постарались провести объединение так, чтобы оно не сказалось на качестве обслуживания, которое происходило в обычном режиме. Банк приостановил работу только в выходные, а в понедельник клиенты уже обслуживались в объединенном банке, даже не почувствовав изменений. Основной сложностью было все синхронизировать.
Третий момент — запуск активных продаж продуктов «Открытия» во всей сети, в том числе в филиале «Петровский». При этом перед нами стояла задача оптимизировать сеть в Петербурге, убирая нерентабельные и дублирующие друг друга офисы. По итогам 2010 года мы заняли 11-е место по прибыли среди всех российских банков, несмотря на то что объединение произошло только в сентябре. Наши активы за год выросли в три раза, причем их динамичный рост продолжился и после объединения.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ