Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Актуальный эквайринг
19.06.2015 АналитикаОтчеты конференций БОЭкспертиза ДБО

Актуальный эквайринг

Очередная конференция «Банковского обозрения», которая прошла 10 июня, была посвящена технологиям и бизнесу мобильного и интернет-эквайринга. Глубокая специализация на определенной теме и привлечение к дискуссии ведущих экспертов, причастных к ней, становится традицией для мероприятий «Б.О»



Партнер конференции


 

 

 

 

 

Рост на порядок

Один из пионеров мобильного эквайринга в России Николай Жмуренко, основатель компании 2Can (компания «Смартфин»), поделился своими оценками рынка. В 2013 году, когда началась коммерческая эксплуатация mPOS-терминалов, оборот этого сектора составил 0,3 млрд рублей. В 2014 году рынок вырос на порядок — примерно до 2,7 млрд рублей. Любопытно, что доля mPOS-операций в совокупном объеме платежей по картам в США и России сопоставима — около 0,04%. В США почти монопольное положение занимает компания Square, в России на ведущих ролях также специализированные операторы: прежде всего 2Can и Pay-me, также заметны LifePay, IBox, SumUp. Всего же за два года появились десяток проектов (некоторые уже успели сойти с дистанции).

В 2015 году рынок продолжает развиваться и трансформироваться. Сделка по объединению сервисов 2Can и IBox не была отраслевым секретом, однако по словам Павла Глушенкова, CEO компании «Смартфин», в рамках конференции о слиянии впервые было объявлено официально. Назначение Павла Глушенкова произошло в начале мая, в новой должности ему предстоит не только отстаивать лидерские позиции в России, но и заниматься продвижением в Юго-Восточной Азии. Озвучены планы объединенной компании по выходу на рынки Тайваня, Филиппин и других стран этого региона.

Между тем конкурентная обстановка обостряется — известно, что многие российские банки не готовы довольствоваться ролью статистов, выполняя технические функции эквайера на перспективном рынке. Участники конференции подтвердили, что ряд крупных банков инициировали (или уже провели) закупку mPOS-решений, и в ближайшее время стоит ожидать их активности.

По оценкам Николая Жмуренко оборот mPOS за апрель составил порядка 0,5 млрд рублей (то есть 6 млрд рублей в пересчете на год), однако единодушное мнение участников рынка — показатель роста 2Х их не устраивает. Владимир Акимов, CEO компании LifePay, так обозначил свою позицию: «Моя любимая цифра — прирост от года к году. Понятно, что когда ты прирастаешь от нуля к единице, то темпы роста будут бешеные. Мы два года подряд держим темпы 10Х. Ключевой вопрос: переводит ли нас 2015 год из «детского сада» куда-то дальше? Сможем ли мы удержать набранный темп и взять рубеж 10 млрд рублей? Если три года подряд будем прирастать в 10 раз, то это — взрослый рынок. Если рост будет в два-три раза — рынок скучноват и маловат».

Продавая мобильность

Вера Еремина, руководитель отдела продаж и развития транзакционных продуктов, старший вице-президент Райффайзенбанка, прежде всего затронула вопрос качества обслуживания. «В банке есть определенная политика, первое, что мы требуем от партнеров, — грамотное обслуживание после продажи продукта, с этим, к сожалению, часто возникают проблемы. Основная задача банков и компаний, продвигающих услуги mPOS, — обеспечить высокий уровень сервиса для клиента, в том числе оперативные профессиональные консультации по IT, бухгалтерии. Зачастую даже стоимость продукта не играет столь важную роль, как поддержка, — по крайней мере для Райффайзенбанка, который ориентирован не на захват массового рынка, а на избранные сегменты. Вообще интерес к мобильному эквайрингу есть, прежде всего для клиентов из категории малого и микро-бизнеса, «магазинов за углом», — говорит Вера Еремина, — нам вместе с партнерами нужно подумать над упрощением подключения и еще над тем, как донести идею о привлекательности приема карт к оплате, простоте этого сервиса до клиентов банка».

«Сейчас можно сказать, что мы научились работать с малым и средним бизнесом, — поделился опытом Владимир Канин, CEO компании Pay-me, — хотя мы с самого начала избрали не самый легкий путь: решили продавать свои устройства, хотя многие наши коллеги раздавали их бесплатно. Маржа с продажи mPOS-ов минимальная, принципиальна сама бизнес-модель, и, пройдя через эти трудности, в этом месяце парк работающих устройств превысил 30 тыс. единиц. Хотя клиенты попадаются очень разные, так недавно один таксопарк предложил нам доплачивать 5 долларов в месяц за каждый работающий терминал — это, конечно, нонсенс. Что касается перспективных категорий клиентов, точно нужно говорить про страховые компании, для них сбор платежей с помощью mPOS довольно интересное решение — комиссия за безналичную операцию и оперативное зачисление на счет более привлекательны по сравнению со стоимостью обработки наличной выручки, которую собирают агенты, к тому же с «кэшем» образуется временной лаг, страдает ликвидность. Безусловно, есть интерес у ритейла, в том числе крупного — мы сотрудничаем с одной из ведущих сетей электроники, все их курьеры оснащены нашими mPOS-ами. В рост рынка в 10 раз я не очень верю, но увеличение оборота в шесть раз в этом году мы для себя запланировали».

Еще одна категория, для которой оказались востребованы mPOS, — это благотворительные организации, почти у всех участников рынка есть такие проекты. Для волонтеров весьма удобно собирать пожертвования с помощью мобильных терминалов, такой способ вызывает и больше доверия у потенциальных спонсоров.

«Мы продаем не эквайринг как таковой, а мобильность, — продолжил рассуждать Владимир Канин. — В какой-то момент мы сформулировали свою позицию: Pay-me не финансовая компания, а IT-компания с финансовым продуктом. Мы не конкурируем со Сбербанком, «Русским Стандартом» и другими банками на рынке традиционного, наземного эквайринга (это и невозможно с учетом их ресурсов), ценность нашего предложения заключается в первую очередь в мобильности, удобстве для курьеров компании».

Довольно часто спикеры обращались к тематике дополнительных сервисов — интеграция с CRM и ERP, управление товарной матрицей и складскими остатками, процессинг карт лояльности, рекуррентные платежи и прочее — это некий upsale, который нанизан на мобильный эквайринг. Дальше больше — хоть BigData-аналитика, хоть carded-linked-offering — приложения для смартфона и серверная часть достаточно легко дорабатывается под запросы клиента. В этой плоскости и формируется ключевое преимущество — mobility, которое недоступно в технологиях традиционного эквайринга. Еще один любопытный штрих, озвученный Владимиром Каниным: «Когда мы только поддержали операции по чипу, средний чек у нас был 11 тыс., сейчас он снизился до 7–7,5 тыс. рублей. В то же время, если смотреть статистику по всем карточным платежам, статистика за I квартал говорит о средней сумме операции в 1,3 тыс. рублей».

Интеграция в ландшафт

Олег Никитин, руководитель направления по развитию мобильного эквайринга «Яндекс.Деньги», рассказал, что планы платежной системы распространяются не только на юридических, но физических лиц, — в первую очередь существующих клиентов. Изначально mPOS предлагался компаниям как офлайн-дополнение к приему платежей на сайте. Физические лица могли с помощью mPOS получать деньги на свой кошелек. Одно время сервис был приостановлен из-за разногласий с платежными системами, но сейчас планируется его возобновить. «Направление работы с физиками для нас интересно, особенно если задействовать все этапы жизненного цикла пользователя — от получения средств на кошелек до их расходования, в том числе посредством привязанной к кошельку карты», — поделился особым взглядом Олег Никитин.

В его выступлении, как и репликах других участников конференции, звучало мнение об интеграции mPOS, комплексном охвате онлайн- и офлайн-инструментов платежей. Ожидается, что будет востребована интеграция не только с кошельками, но и специализированными приложениями для торговых сетей, системами лояльности, другими технологическими новациями, такими как бесконтактные платежи. По всей видимости, использование API, SDK и более глубокая интеграция mPOS в платежную экосистему станет одним из трендов отрасли в ближайшее время.

 

 

Тему подхватил Владимир Акимов, CEO LifePay, уже с конкретным кейсом. Этот оператор запустил пилотный проект с платежной системой Qiwi, которая может похвастаться 17 миллионами активных кошельков. Партнеры реализовали сервис оплаты в нескольких торговых точках: пользователь может оплатить счет непосредственно со своего кошелька Qiwi, в качестве торгового терминала используется приложение LifePay. Продавец вводит сумму покупки и номер сотового телефона покупателя, формирует запрос на оплату счету, клиент в свою очередь подтверждает оплату через приложение.

Фискализация в облаках

Облачная фискализация — технология, на которую участники рынка мобильного эквайринга возлагают особые надежды. В эксперименте ФНС по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники, начавшемся в августе 2014 года, было задействовано более 4 тыс. единиц ККТ, на которых за полгода пробито более 17 млн кассовых чеков на сумму более 13 млрд рублей. В ходе эксперимента обкатывались технологии передачи информации о расчетах с контрольно-кассовых аппаратов в налоговые органы в электронном виде, в том числе посредством инновационных касс (в списке указаны решения 2Can и LifePay).

Потенциальные операторы фискальных данных (в том числе mPOS-компании) рассчитывают, что в начале 2016 года будет дан старт полноценной эксплуатации облачной фискализации. По мнению Владимира Канина, «это прорывная история для мерчантов — как с точки зрения удобства использования, так и стоимости. Когда облачная фискализация полноценно заработает, тогда мы действительно можем рассчитывать на увеличение количества клиентов в 10 раз». Стоимость мобильного фискального принтера на сегодняшний день порядка 30 тыс. рублей, облачное решение обойдется торговцам в разы дешевле — 80–200 долларов.

Помимо урегулирования положений, связанных с порядком фискализации, требуется внесение изменений в 54-ФЗ (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»), связанных с печатью бумажного фискального чека. По крайней мере, нужно исключить такое требование в отношении операций по картам, убеждены участники рынка. Вероятно, дальнейшее развитие ситуации приведет к созданию криптопротокола для обмена информацией с ФНС, разработкой специального чипа. Соответственно, возникнет необходимость интеграции этого чипа в mPOS и другие кассовые решения — в итоге экономика нового порядка фискализации может оказаться не столь привлекательной.

Интерфейсы и инвойсы

Дмитрий Силаев, коммерческий директор компании UsabilityLab — постоянного партнера мероприятий «Б.О», открыл вторую сессию докладом, посвященным интерфейсам интернет-магазинов. Исследование, которое провела UsabilityLab совместно с платежной системой MasterCard, показало, что зачастую каталоги товаров, формы заказов и алгоритмы взаимодействия с покупателем спроектированы неоптимально, что может серьезно сказаться на бизнесе онлайн-торговцев. Дмитрий Силаев на примерах разобрал типовые ошибки интерфейсов, в том числе на этапе чекаута (оплаты покупки), и привел рекомендации, способные улучшить конверсию, повысить удовлетворенность и лояльность покупателей.

Андрей Федорец, генеральный директор компании «АйДиСистемс», презентовал инновационный сервис MyPayOnline, который призван обеспечивать доставку электронных счетов от IPSP-провайдеров (или крупных интернет-магазинов) до клиентов банков. Видение компании заключается в максимально простом и удобном способе оплате счетов от различных поставщиков (ЖКХ, провайдеры связи, любые интернет-магазины), когда клиент банка в любом ДБО-канале получает счета на оплату товаров или услуг и буквально в один клик может оплатить их, в том числе пакетом. Андрей Федорец сообщил, что уже более 50 кредитных организаций находится в той или иной стадии внедрения сервиса, известного в мире под названием E-invoicing. «АйДиСистемс» совместно с партнерами предоставляет комплекс решений, позволяющий реализовать полноценный ДБО-сервис, включающий функционал электронных счетов, в том числе взаимодействие с сервисами госуслуг через ГИС ГМП, средства разработки для интеграции с поставщиками. На следующем этапе развития сервиса предполагается сформировать широчайший круг провайдеров, в чей адрес будут доступны платежи по схеме E-invoicing. Планируется, что каталог поставщиков «Заплати-онлайн» будет планомерно пополняться предприятиями, расчетное обслуживание которых выполняют партнеры сервиса, — в итоге клиент любого банка-участника сможет заплатить за услугу любого поставщика из межбанковского пула.

Виртуальный рынок

Дискуссионную часть секции интернет-эквайринга участники конференции начали с попытки оценить объем рынка. Накануне Сергей Плуготаренко, директор НП "РАЭК", сообщил в прессе со ссылкой на исследование Высшей школы экономики и Минсвязи, что оборот интернет-экономики в России в 2014 году составил 1 трлн рублей. Значительная часть этого оборота по-прежнему приходится на расчет наличными (курьеру интернет-магазина), по мнению экспертов, электронные способы платежа занимают порядка 30%.

«Рынок оплаты банковскими картами не так велик, поэтому, несмотря на кризис, он продолжает удерживать темпы роста на десятки процентов, правда, маржинальность его год от года снижается», — посетовала Наиля Замашкина, коммерческий директор «МОБИ.Деньги». «По статистике нашей компании могу подтвердить, что растет количество мерчантов, подрастает и средний чек. В прошлом году ожидали несколько большего роста, но в целом оптимизм сохраняется. Одна из тенденций — появление множества мелких онлайн-торговцев», — говорит Михаил Рашитов, «Деньги.Онлайн».

Эксперты считают, что рынок интернет-эквайринга достаточно хорошо структурирован. Крупнейшие клиенты (авиакомпании, ведущие онлайн-ритейлеры) хорошо разбираются в нюансах комиссионирования операций, играют на конкуренции и выбивают лучшие условия, зачастую нуждаются в нетривиальной интеграции платежных сервисов со своими системами. Магазины средней руки и микромерчанты не столь чувствительны к стоимости услуги и охотно сотрудничают с агрегаторами платежей, которые в рамках одного договора поддерживают различные способы оплаты (помимо карт, это электронные кошельки, оплата со счета мобильного телефона и пр.).

На каждый из клиентских сегментов нацелены разнокалиберные участники рынка: банки-эквайеры, IPSP (Internet Payment Service Provider, сертифицированные платежными системами сервис-провайдеры онлайн-платежей), различные агрегаторы и фасилитаторы. В конце мая компания «Яндекс» опубликовала исследование, согласно которому из 86 тыс. интернет-магазинов 89% принимают банковские карты, причем большинство из них предпочитают иметь дело именно с посредниками-интеграторами: Robokassa (21%), «Яндекс.Касса» (19%), Interkassa (5%). Исследование учитывает сам факт возможности оплаты на сайте, без учета размера и оборота магазина, поэтому вряд ли его можно считать финансово объективным срезом рынка. По оценкам участников конференции, к «живым» мерчантам, которые дают сколько-нибудь значимый оборот, можно отнести порядка 4,5–5 тыс. сайтов.

 

 

В платежном онлайн-ландшафте уживается множество форматов взаимодействия, сопровождающих расчеты между покупателем и интернет-магазином. Так, в ходе дискуссии выяснилось, что нюансы двух- и трехсторонних соглашений между банком, агрегатором и торговцем окончательно не урегулированы правилами платежных систем и положениями регуляторов. Не всегда удается однозначно трактовать вопросы, связанные с рисками и качеством обслуживания клиентов, — в том числе поэтому Райффайзенбанк несколько лет назад отказался от партнерских схем и сейчас предоставляет услуги интернет-эквайринга только в рамках прямых договоров. В то же время недавно вышедший на рынок интернет-эквайринга Тинькофф Банк охотно начал сотрудничество с агрегаторами платежей — об этом рассказал Анатолий Макешин, вице-президент банка.

Демпинговые войны, бушующие в секторе наземного эквайринга, вывели это направление бизнеса далеко за сугубо рыночные рамки. Экономика виртуального эквайринга тоже достаточно напряженная, признают участники рынка, ценовое давление со стороны крупных игроков весьма ощутимо. Тем не менее неценовые факторы конкуренции могут быть довольно эффективными — это и набор платежных инструментов, и технологические «фишки» (интеграционные инструменты, удобство личного кабинета, гибкая настройка платежной формы и пр.), скорость подключения, сроки расчетов и т.д. Бурное развитие e-commerce также помогает привлечь клиентов и закрепиться на рынке новым игрокам — как банкам, так и платежным агрегаторам, приток новых игроков в этот сектор не прекращается.

«Конечно, размер комиссии зачастую является решающим фактором при выборе банка-эквайера — как в наземном, так и интернет-эквайринге. Уместно говорить о комплексном обслуживании клиента, когда в рамках пакета услуг мы понимаем, что где-то потеряем, но где-то и найдем», — поделилась опытом Вера Еремина (Райффайзенбанк).

Мобильные перспективы

Большой интерес участников вызвало обсуждение альтернативных форм онлайн-расчетов. Помимо технологии E-invoicing, евангелистом которой выступает Андрей Федорец, большие ожидания возлагаются на Direct Debit — способ платежа, при котором поставщик может автоматически списывать средства со счета клиента банка при условии, что тот предварительно акцептовал принципиальную возможность и рамки подобных операций. По мнению многих экспертов, в среднесрочной перспективе интернет-эквайрингу придется уступить весомую часть рынка в пользу Direct Debit.

Весьма перспективными представляются инновационные сервисы, сфокусированные на мобильном телефоне как средстве платежа. В качестве инструмента оплаты может выступать специальное приложение, оперирующее реквизитами карты, счета или собственным балансом, — о таком проекте упоминалось и в секции по mPOS (LifePay + Qiwi Wallet). Компания Intervale, разработчик и оператор сервиса MasterCard Mobile, в конце 2014 года заявила его в качестве цифрового кошелька глобальной платежной платформы MasterPass. Андрей Чирков, старший вице-президент компании «Компас Плюс», предложил участникам конференции «в прямом эфире» сделать перечисление в благотворительный фонд с помощью MobiCash — мобильного платежного сервиса, эквайером которого выступает Московский индустриальный банк.

Огромным преимуществом мобильно-ориентированных сервисов является возможность оплаты не только в онлайне, но и обычных магазинах. Правда, для этого необходимо решить инфраструктурную проблему «курицы и яйца» — подключить достаточно торговых точек и одновременно привлечь большое количество пользователей. В этом смысле позиции нынешних лидеров приема платежей в торговле — карточных платежных систем — выглядят более убедительными по сравнению со стартапами, а такие технологии, как HCE (эмуляция виртуальной карты в мобильном приложении), позволят им предоставить мобильный сервис в соответствии с духом времени, при этом задействовать существующую треминальную сеть в торговых точках.

В заключительной «визионерской» части секции участники конференции с подачи модератора обменялись мнениями по поводу перспектив развития интернет-эквайринга. Консолидированную позицию экспертов можно обозначить, как «обоснованный оптимизм». Рыночные перспективы у онлайн-платежей, несомненно, есть: несмотря на кризис, развитию сектора благоприятствует наращивание электронной торговли и тот факт, что ее огромная часть (порядка 70%) пока находится в наличном обороте. Также надежды возлагаются на усиление проникновения Интернета и смартфонов, здесь немалый потенциал кроется в российских регионах. Дальнейшее развитие мобильных платежей (в том числе запуск в массовую эксплуатацию квалифицированной ЭЦП на сим-карте), облачные и биометрические технологии, распространение платежных инноваций и планомерное улучшение потребительских характеристик существующих сервисов — эти технологические факторы также должны поддержать развитие отрасли, подытожили панельную дискуссию участники конференции.


ПРЕЗЕНТАЦИИ СПИКЕРОВ


РЕПОРТАЖИ ИНФОПАРТНЕРОВ

 
 
 
 
 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ