Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вам нужна BPM-система?
21.06.2013

Вам нужна BPM-система?

Автоматизация банковских бизнес-процессов не избавляет от необходимости участия в них людей на определенных этапах, а значит, возникает поле для работы BPM-систем. Такие решения сегодня есть во многих банках, но работают они часто далеко не оптимально. Попробуем разобраться, в чем заключается проблема, и найти выход


Операционный аспект есть везде

Почти любая технологическая задача в банке имеет два аспекта: аналитический и операционный. Последний крайне важно выделить, и вот почему. В романе Ильфа и Петрова астролябия, может быть, и «сама меряет», однако практически любой бизнес-процесс в банке требует вовлечения человека. Мало внедрить системы и интегрировать их, нужно обеспечить их использование в рамках соответствующих бизнес-процессов.

Существует целый арсенал инструментов для решения этой задачи, объединенных под общим наименованием Business Process Management (BPM). Но далеко не всегда эти инструменты используются правильно. Например, практически любой разветвленный бизнес-процесс сопровождается документооборотом. В связи с этим появляется смежная задача — хранение скан-копий документов. Поскольку документы относятся именно к данному процессу, то иногда кажется логичным организовать их хранение с помощью модуля BPM, автоматизирующего сам бизнес-процесс. Но как только объем документов или сложность процессов превысят определенный порог, такая конструкция потеряет эффективность, а то и вовсе рухнет.

Другой пример — очистка данных при загрузке в хранилище. Казалось бы, достаточно настроить процедуру загрузки (ETL), которая очищает и обогащает данные в автоматическом режиме по определенным правилам. Но это не так. У задачи есть и операционная часть: нужен сотрудник, который разрешает спорные ситуации при выявлении «грязных» данных. К сожалению, иногда об этом забывают. Такое пренебрежение операционной составляющей может дорого обойтись, поскольку теряется эффект, ради которого внедрялись системы. Отсюда вывод: любые ИТ-задачи следует решать в тесном взаимодействии с операционным департаментом.

Комплексные решения — не панацея

Существуют разного рода «коробочные» системы, которые решают задачу в комплексе. Но задача, как сказано выше, состоит из аналитической и операционной компонент. И когда такие комплексные системы пытаются выполнить операционную часть в обход канонов процессного подхода, встроить что-либо из этого «черного ящика» в охватывающий бизнес-процесс бывает очень сложно. От него трудно получить информацию о стадии процесса, не менее трудно передать ему такую информацию.

В качестве примера можно привести систему, которая обеспечивает соответствие

Любое действие, которое подразумевает взаимодействие двух или более человек, уже имеет характер бизнес-процесса и является объектом автоматизации посредством технологий BPM

№115-ФЗ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма — Anti-Money Laundering, AML). В ее рамках предусмотрена проверка клиента по «черным» и «белым» спискам, но эти функции является частью более широкой задачи «знай своего клиента» (Know Your Customer, KYC). Если процесс KYC реализован в CRM-системе, то последняя обращается к AML-системе, чтобы она проверила клиента и вернула корректную информацию. К сожалению, способность специализированных AML-решений к такой интеграции оставляет желать лучшего.

Сейчас банки начинают задумываться о более развернутой постановке задачи: стремятся сами создавать шаблоны операций, которые считают подозрительными, и своевременно их обнаруживать. Они понимают, что слабая AML-система порождает не только репутационные, но и регуляторные риски.

Выход — промышленные BPM-решения

Другая сторона вопроса — разработка собственных BPM-систем «с нуля». Еще недавно так поступали многие банки, например при создании кредитного конвейера. Теперь эта задача теряет актуальность: можно найти промышленные платформы для любых потребностей и любого бюджета.

Технологии, способные решать задачи банка в части управления процессами, уже достигли высокого уровня зрелости. Сейчас проблема состоит только в том, что нужно научиться их правильно использовать — не устанавливать «коробочку» для решения каждой задачи, а декомпозировать задачу на соответствующие технологии и адресовать их соответствующим модулям.

Есть множество задач, которые можно решать таким образом. Наиболее распространено использование BPM-систем в кредитных процессах, но область их применения гораздо шире: работа контакт-центра, взимание просроченной задолженности, процессы KYC и т.д. В принципе любое действие, которое подразумевает взаимодействие двух или более человек, уже имеет характер бизнес-процесса и является объектом автоматизации посредством технологий BPM.

Чтобы внедрить нужные технологии и построить процессы наилучшим образом, в «Энвижн Груп» работает множество специалистов, которые имеют опыт работы с BPM и автоматизации бизнес-процессов. Наши знания позволяют не только подсказать банку, как построить процесс, но и автоматизировать именно тот процесс, который банк хочет автоматизировать, вместо того чтобы заменять его похожим шаблонным решением.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ