Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Путь к «Банку 2.0»
05.06.2012

Путь к «Банку 2.0»

Секрет мобильных приложений для банков в гармоничном сочетании ингредиентов и их правильном приготовлении, рассказал «БО» Александр Арабей, заместитель директора по коммерческим вопросам компании Qulix Systems — поставщика комплексных решений ДБО и мобильных приложений для ВТБ24


— Приложения для мобильного банкинга — относительно новая для России тема, и в этой области у нас пока нет явных авторитетов вроде крупных западных вендоров. Как Qulix удалось занять свою нишу на рынке и стать поставщиком решения для столь крупного банка как ВТБ24?

— Наша компания более десяти лет профессионально разрабатывает ПО, накопленный опыт и хорошо отлаженные процессы позволяют предложить нашим заказчикам полный пакет услуг — от консультирования, проработки бизнес-требований и проектирования дизайна пользовательских интерфейсов до разработки, внедрения и сопровождения бизнес-систем.
К 2009 году в компании была накоплена серьезная экспертиза по разработке мобильных приложений для большинства платформ и подсистем ДБО для крупных западных банков. В 2010 году, после тщательного анализа российского рынка, было принято решение оформить наш опыт в готовое решение. С этого момента мы стали активно развивать направление разработки ПО для банковской сферы и применения мобильных технологий для бизнеса.
Секрет успеха работы с ВТБ24 достаточно прост — начиная с первых шагов продаж и заканчивая этапом внедрения мы очень внимательно «слушали» банк и предлагали оптимальные решения по адекватной цене. Фактически работали не заказчики и исполнитель, а одна, нацеленная на успех команда, к тому же, статус банка-лидера просто не допускал возможности сделать что-то не так, и к проекту были привлечены лучшие специалисты компании.

— Есть ли у Qulix свои ноу-хау в области мобильного банкинга?

— Нельзя сказать, что мы разработали что-то революционно новое, наоборот, мы стараемся использовать и свой богатый опыт в заказной разработке, и передовой, но уже зарекомендовавший себя, опыт индустрии ПО. Наши специалисты внимательно отслеживают последние тенденции в построении интерфейса пользователя, обеспечении безопасности, производительности, надежности и других показателей качества. Секрет, скорее, в «гармоничном сочетании ингредиентов и их правильном приготовлении».
Наиболее явная отличительная черта нашего решения — это управляемый метаданными интерфейс, то есть возможность внесения на стороне банка изменений в состав и характеристики операций без необходимости выпуска новых версий клиентских приложений. Такая реализация ощутимо снижает затраты банка на сопровождение системы и избавляет его от необходимости привлекать компанию-разработчика для внесения мелких изменений.

— Как тестируется удобство интерфейса и надежность решения?

— В компании уже более 5 лет работает отдел проектирования внешнего вида и удобства пользовательского интерфейса. На определенном этапе мы четко осознали, что без современного, привлекательного дизайна, наши усилия для заказчика бесполезны, так как его продукт просто не купят.В рамках отдела работает группа тестирования дизайна, которая проводит комплекс проверок на соответствие лучшим современным стандартам, рекомендациям для конкретной мобильной платформы, дизайну банка. В отделе тестирования есть все типовые модели мобильных телефонов и смартфонов, что позволяет проводить нагрузочное тестирование и на эмуляторах и на реальных устройствах. Перед выпуском продукта обязательно учитываются пожелания специалистов, полученные на этапе опытной эксплуатации.

— Понятно, что безопасность больше обеспечивается банком на уровне авторизации, но как вы, со своей стороны, заботитесь о ней?

— В разработке банковских продуктов мы используем системный подход к обеспечению безопасности, основанный на идентификации и анализе угроз и их адресации, с использованием большинства передовых практик, технологий и стандартов.
Наша многоуровневая система мер по обеспечению безопасности включает в себя повышение уровня информированности и ответственности клиента; грамотное использование средств конкретной клиентской платформы для защиты кода и данных клиентских приложений; защищенное SSL-соединение для защиты транспортного уровня и средства для дополнительной проверки подлинности сервера. Возможно использование произвольных криптографических провайдеров для дополнительной защиты передаваемых сообщений. Мы предлагаем развитые средства аудита всех действий в системе, а также прозрачную интеграцию с любыми протоколами аутентификации.

— Насколько трудоемок процесс по внедрению решения Qulix, как оно интегрируется в IT-ландшафт банка?

— Большая часть трудозатрат по внедрению решения связана с написанием интеграционных адаптеров к учетным системам банка. В зависимости от особенностей инфраструктуры банка, в первую очередь, уровня их интегрированности и наличия единого центра аутентификации клиентов, продолжительность фазы интеграции может составлять от 3 до 9 месяцев.

— Разработка приложения под каждую мобильную платформу?— это лишь доработка или отдельный проект?

О компании
Компания Qulix Systems более 10 лет предоставляет услуги по разработке и тестированию ПО, а также консалтингу в сфере ИТ на рынках России, Европы и США. Основная специализация компании — разработка и комплексное внедрение B2B и B2C-решений для крупного и среднего бизнеса на базе продуктов Oracle (Gold Partner), IBM и Microsoft в области розничной торговли, финансов и страхования. В 2011 году компания вышла на рынок инновационных решений ДБО в России.

— Ключевое отличие нашего решения в том, что в нем уже заложена базовая реализация-каркас клиентского приложения для ведущих мобильных платформ (iPhone, Android, JavaME, Symbian, Windows Mobile, Windows Phone 7 и пр.). Благодаря концепции метаданных банк сразу получает идентичную функциональность для всех каналов. Стоимость адаптации каждого из приложений под потребности банка примерно равная и главным образом определяется затратами на изменение внешнего вида приложения в соответствии с пожеланиями банка. Если решение уже разработано и внедрено для одной из платформ, например iPhone, то затраты на добавление последующего мобильного приложения, например Android, составят около 15% от уже внедренной системы, а если использовать типовой дизайн, стоимость будет еще ниже.

— Какова скорость реакции на обнаруженные ошибки, насколько быстро обрабатываются запросы на изменение функциональности?

— В зависимости от критичности дефектов наши обязательства по их исправлению варьируются от одного дня до месяца. Обеспечивать заявленные показатели нам помогают, с одной стороны, постоянный контроль качества кода, автоматическое тестирование и использование в процессе разработки систем непрерывной сборки и интеграции, с другой стороны, наличие квалифицированных специалистов и постоянная работа по повышению их профессионального уровня.
При получении запроса на изменение первичный анализ проводится за день-два. Далее, в зависимости от приоритетов банка и серьезности изменений, запросы ставятся в очередь на исполнение. Как правило, все мелкие доработки и улучшения стараемся включать в текущую итерацию, чтобы уменьшить общее время ожидания запроса в очереди на реализацию.

— Какие новые и отсутствующие пока на российском рынке функции уже есть в ваших мобильных приложениях или планируются в скором времени?

— Учитывая текущее, пока еще ненасыщенное состояние российского рынка ДБО, наша стратегия включает два этапа — предоставление «типового» набора функций и последующий переход на уровень «Банк 2.0». Мы хорошо понимаем, что для банков мобильный канал, как и ДБО в целом, должен быть средством увеличения доходов. Поэтому в рамках второго этапа мы сосредоточимся на двух главных функциональных модулях — эффективная система целевой работы с клиентом для банков и финансовый помощник для клиентов.

— Каким вы видите мобильное банковское приложение будущего?

— В России, скорее всего, в ближайшие год-два развитие мобильных банковских приложений будет идти эволюционно. Произойдет постепенная смена текущей устоявшейся интерфейсной концепции — от списка банковских категорий к списку ответов на непосредственные вопросы человека: «Сколько у меня сейчас денег?», «Могу я прямо сейчас купить это и на каких условиях?», «Куда вложить остаток средств за месяц?». Будет развиваться продуктовая политика банков в сторону большей гибкости, персонализация отношений с клиентом, интеграция с социальными сетями, геопозиционирование.
При этом в скором будущем мы ожидаем кардинального изменения роли мобильных платежей. Уже сейчас западные финансовые институты вплотную подошли к замене пластиковой карты мобильным устройством. Дело за малым — как только появится возможность платить в продуктовом магазине через мобильный телефон, например с использованием технологии NFC, он станет полноценной заменой карте, но с гораздо большими функциональными возможностями.

Qulix Systems

На что обратить внимание при внедрении мобильного банка

Внедрение мобильного банка можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых таит свои «подводные камни»

 

Позиционирование

Важно определить цель внедрения мобильного приложения. Можно выделить два основных направления:

• Не отстать от рынка — дать своим клиентам как минимум то, что предлагают конкуренты;

• Заявить о себе — предоставить клиентам что-то новое и уникальное, привлечь к себе внимание (и клиентов)

функциональностью и индивидуальным исполнением приложения.

Определение требований к решению

• Определите функциональные рамки проекта: необходимые модули и функции;

• Определите нефункциональные требования: производительность, доступность и т.д.;

• Учтите мнения департаментов банка:

отдела безопасности, розничного бизнеса, IT-департамента и т.д.;

• Постройте «дорожную карту» развития ДБО — что понадобится уже «завтра».

Оценка сложности интеграции в инфраструктуру банка

Мобильное приложение — лишь «верхушка айсберга». Основные затраты приходятся на интеграцию с инфраструктурой

банка. Для внедрения мобильного банка важными факторами станут наличие и свойства следующих систем:

• Интеграционная шина;

• АБС и процессинг;

• Существующий интернет-банк;

• Выделенный центр аутентификации;

• CMS и CRM.

Чем точнее описана инфраструктура в запросе предложений, тем более точное ценовое предложение получает банк.

Соответственно, снижаются стоимость и риски проекта.

Планирование сопровождения и развития

Важно ответить на следующие вопросы:

• Кто будет дорабатывать систему: исполнитель или банк?

• Каков требуемый SLA?

• Каковы требования к сборке и распространению?

• Каковы должны быть схемы взаимодействия с поставщиком?

• Какими должны быть договоры поддержки с вендорами базового ПО?

Определение стоимости решения

При выборе решения нужно понимать, что чем меньше неопределенность, тем меньше стоимость, сроки и риски. Поэтому очень полезно провести фазу предварительного анализа и дизайна с потенциальным исполнителем/ями либо внешним консультантом.

Выбор предложения

При выборе предложения важно учесть, что известно о компании: есть ли у нее опыт внедрений, какие технологии используются в решении, как реализовано обеспечение безопасности, рекомендации коллег. И, конечно, немаловажный фактор — цена решения. Банку стоит очень внимательно оценить объемы возможных скрытых платежей — комиссия с оборотов, клиентские лицензии, доработки.

Внедрение

Для эффективного внедрения мобильного банка важно сформировать соответствующую проектную команду. В команде должны быть явно выделены руководитель, координатор и эксперты, явно назначены ответственные за консолидацию мнений и обсуждение их с поставщиком. Именно четкая организация процесса — залог успешного внедрения мобильного банка.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ